Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Энциклопедия юриста
Статьи на букву "В" (часть 3, "ВОЕ"-"ВРЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 3, "ВОЕ"-"ВРЕ")

ВОЕННОПЛЕННЫЕ

ВОЕННОПЛЕННЫЕ - лица из состава вооруженных сил одной из участвующих в конфликте сторон, попавшие во власть неприятеля в ходе международного вооруженного конфликта. В. находятся во власти неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей, так как именно государство отвечает за выполнение своих международных обязательств. Содержание в плену не является мерой наказания. Кроме личного состава вооруженных сил статус В. имеют: а) участники движений сопротивления, принадлежащие к стороне, находящейся в конфликте, если они отвечают четырем условиям: имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак; открыто носят оружие; соблюдают законы и обычаи войны; б) ряд лиц, получивших разрешение следовать за вооруженными силами, но не входящих в их состав (например, члены экипажей судов и самолетов из числа гражданских лиц; военные корреспонденты); в) лица из числа местного населения, которые добровольно берутся за оружие для оказания сопротивления приближающимся войскам противника. Любые сомнения относительно статуса взятого в плен лица должны разрешаться компетентным судом. В. сохраняет свой правовой статус с момента пленения до репатриации. Никакие меры властей или их собственные действия не могут привести к утрате ими этого статуса во время плена. Режим В. определяется IV Гаагской конвенцией о законах и обычаях сухопутной войны 1907г., III Женевской конвенцией об обращении с военнопленными 1949 г. и принятыми в 1977 г. Дополнительными протоколами I и II к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. В соответствии с этими документами В. ни в коем случае не может отказаться от прав, которые ему обеспечивают нормы международного права. Попав в плен, В. обязан сообщить только свою фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер. Ни при каких обстоятельствах его нельзя принуждать давать какие-либо другие сведения. Пытки или иное жестокое обращение с В. рассматриваются как военные преступления. В. должна быть разрешена переписка с родственниками. Они имеют право на получение индивидуальных посылок. В. подчиняются законам держащей их в плену державы, особенно уставам и приказам, действующим в вооруженных силах. Репрессалии по отношению к В. запрещены при всех без исключений обстоятельствах.

Шапинскйй'В.И.

ВОЕННО-ПОЛЕВЫЕ СУДЫ

ВОЕННО-ПОЛЕВЫЕ СУДЫ - исключительные, или чрезвычайные, суды, действующие вне норм существующего в данном государстве уголовного законодательства и юрисдикции, на основе особого положения, при упрощенном до крайних пределов судопроизводстве и отмене всяких гарантий нормального законного течения процесса и охраны прав подсудимого. В.-п.с. применялись в ряде стран в военное время (включая гражданские войны), а также с целью подавления восстаний и революций (например, в 1871 г. во Франции - при разгроме Парижской коммуны, в 1918-1920 гг. в Германии, Польше, Венгрии и некоторых других европейских государствах при подавлении революционных выступлений).

В России В.-п.с. были введены в 1906 г. в разгар первой русской революции 1905-1907гг.

В.-п.с. действовали также в период первой мировой войны до февральской революции 1917г., а в июне того же года были введены Временным правительством для применения на фронте. В период гражданской войны 1918-1922 гг. В.-п.с. применялись как советским, так и белогвардейским режимами.

В дальнейшем сам термин "В.-п.с." в отечественной практике не употреблялся, однако фактически В.-п.с. были восстановлены в виде особой системы военной юстиции в 1941 г. До 1943 г.трибуналы действовали в составе трех постоянных членов, затем в них стали участвовать заседатели. Сроки рассмотрения дел были предельно коротки; приговоры трибуналов не подлежали кассационному обжалованию (пересматривались только в порядке надзора); дела слушались в закрытом процессе. Командующие армиями и округами, военные советы могли приостанавливать исполнение смертных приговоров, остальные приговоры исполнялись немедленно после вынесения. Трибуналы обладали широкой подсудностью, рассматривая все наиболее опасные деяния, вплоть до спекуляции и хулиганства. Военные власти сами определяли подсудность конкретного дела - общим судам или трибуналам. Додонов В.Н.

ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ

ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ - лицо, состоящее на военной службе. Граждане РФ приобретают статус В. с началом и утрачивают его с окончанием военной службы. Каждому В. присваивается соответствующее воинское звание. Особенности правового статуса В. в обществе определяются возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В. проходят военную службу в воинских частях, на кораблях, предприятиях, в учреждениях, организациях, военных образовательных учреждениях профессионального образования. К В. относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта. Офицеры, проходящие военную службу по призыву, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту. В. выдаются установленные для граждан РФ документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение В. Они имеют право на хранение, ношение и использование оружия в порядке, определяемом законодательством РФ и общевоинскими уставами.За В.. захваченными в плен, а также интернированными в нейтральных странах, сохраняется статус В. Органы государственной власти РФ и военное командование обязаны в соответствии с нормами международного права принимать меры по освобождению В.

В. находятся под защитой государства. Оскорбление В.. насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь,здоровье,честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия. нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением обязанностей военной службы, признаются отягчающими обстоятельствами при определении ответственности и назначении наказания.

Обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых общегражданских прав и свобод устанавливаются Законом РФ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", другими законодательными актами РФ, и компенсируются В. льготами.

Шапинский В.И.

ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ - по международному праву нарушения, серьезные нарушения, а также исключительно серьезные нарушения законов и обычаев войны: убийства, истязания и увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников: грабеж общественной или частной собственности: бессмысленное разрушение населенных пунктов; разорение, неоправданное военной необходимостью; принуждение военнопленного служить в вооруженных силах неприятельской державы; взятие заложников; нападение неизбирательного характера. затрагивающее гражданское население и гражданские объекты; нападение на опасные установки или сооружения (атомные электростанции, плотины, гидроузлы); нападение на лиц. прекративших участие в военных действиях, и др.

Перечень В.п. дан в ст. 6 Устава Международного военного трибунала 1945 г., ст. 130 Конвенции об обращении с военнопленными 1949 г., ст. 147 Конвенции о защите гражданского населения 1949 г., ст.85 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. В.п. в одних случаях могут квалифицироваться как международные преступления (совершенные деяния связаны с преступной деятельностью государства), а в других - как военные преступления международного характера.

Панов В.П.

ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА

ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА - в международном праве преступления, которые совершаются в военное время или в боевой обстановке индивидами из корыстных и других (чаще всего личных) побуждений (грабеж, убийство, насилие над населением в районе военных действий и т.п.).,

Относительно подсудности В.п.м.х. следует иметь в виду, что кроме конвенционных действует обычная норма, согласно которой виновные в совершении. этих преступлений несут ответственность не только перед своим государством, но и по уголовным законам враждебного государства в случае их пленения, ',

В ст. 9 Устава Международного трибунала по Югославии юридически закреплен институт параллельной юрисдикции, согласно которому национальные суды вправе осуществлять уголовное преследование лиц, совершивших преступления против международного гуманитарного права, военные преступления. Однако юрисдикция Международного трибунала имеет приоритет. На любом этапе предварительного расследования и судебного разбирательства Международный трибунал может официально просить эти суды передать ему производство по делу.

Уголовное законодательство РФ традиционно относило В.п.м.х. к преступлениям против порядка несения военной службы в боевой обстановке и в районе военных действий. В УК установлено, что ответственность военнослужащих за преступления против военной службы в военное время либо в боевой обстановке определяется законодательством РФ военного времени (ст.305УК).

Панов В.П.

ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПНИКИ

ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПНИКИ - по международному праву лица, совершившие преступления против мира,человечности, против законов и обычаев войны; несут индивидуальную уголовную международную ответственность. К В.п. неприменимы никакие сроки давности. На них не распространяется право убежища. В.п. подлежат выдаче (см. Военные преступления. Выдача преступников.

ВОЕННЫЕ СУДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ

ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ - орган военного управления, ведающий военно-мобилизационной и учетно-при-зывной работой. В.к. создаются в субъектах РФ, городах (без районного деления), районах. В.к. возглавляются военными комиссарами. Правительство РФ определяет порядок деятельности и материально-техническое обеспечение В.к. Непосредственное руководство деятельностью В. к, осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ и командующие войсками военных округов, на территории которых расположены В.к. Основные задачи:подготовка и проведение мобилизации: подготовка граждан к военной службе, проведение призыва на военную службу и на военные сборы, отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту; освобождение от военных сборов, предоставление отсрочек от призыва на военную службу. Кроме того, в компетенцию В.к. входит: подготовка документов на получение пенсий уволенным с военной службы лицам и членам их семей: содействие в трудоустройстве и обеспечении жильем лиц, уволенных с военной службы; отбор кандидатов для направления на учебу в военные образовательные учреждения профессионального образования; рассмотрение и разрешение жалоб и заявлений военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей.

Шапинский В.И.

ВОЕННЫЙ КОРАБЛЬ

ВОЕННЫЙ КОРАБЛЬ - "судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-либо государства, имеющее внешние знаки его национальности, находящееся под командованием офицера, который состоит на службе данного государства и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих или эквивалентный ему документ, и имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине" (ст. 29 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). При этом государство флага несет международную ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные В.к., эксплуатируемым в некоммерческих целях, прибрежному государству, которое вправе потребовать от В.к. покинуть территориальные воды за нарушение законов.. .

В.к. пользуется в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага, что означает неподсудность В.к.законам иностранного государства. Оно не вправе принимать в отношении В.к. меры контроля, возбуждать судебное преследование с целью возместить причиненный ущерб в результате столкновения или получить вознаграждение за свое участие в спасении, а также с целью наложения штрафа, предварительного ареста, возвращения имущества, долгов и т.п. Иммунитет не освобождает В.к. от обязанности уважать законные права других стран в открытом море. Поэтому деяния В.к., нарушающие такие права, являются противоправными и влекут ответственность государства флага. Вопросы такой ответственности разрешаются заинтересованными государствами по дипломатическим каналам.

Панов В.П.

ВОЕННЫЙ РАЗВЕДЧИК

ВОЕННЫЙ РАЗВЕДЧИК - лицо, собирающее сведения в районе действия противника и выполняющее поставленную перед ним задачу в форме своей армии, т.е. не скрывающее своей принадлежности к вооруженным силам воюющего государства. Если это лицо попадает в руки противника, на него распространяется режим военного плена (см. Военнопленные).

ВОЗВРАТНАЯ ПОШЛИНА

ВОЗВРАТНАЯ ПОШЛИНА (налог)

1) сумма ввозных пошлин, налогов, подлежащая возврату плательщику при экспорте из РФ товаров: помещенных под режим таможенного склада (при условии фактического вывоза их в течение 3 месяцев со дня помещения под этот режим); находящихся в свободных экономических зонах и на свободных складах (вывоз в течение 6 месяцев со дня возврата таможенных пошлин, налогов), продуктов переработки (вывоз в течение 2 лет со дня перемещения иностранных товаров через таможенную границу РФ). В.п. играет важную роль в повышении конкурентоспособности экспортируемых товаров; 2) вид тарифных льгот, преференций, предоставляемых для некоторых товаров, а именно: ввозимых на территорию РФ и вывозимых с таможенной территории РФ временно под таможенным контролем в рамках определенных таможенных режимов; ввозимых на таможенную территорию РФ в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями товаров отдельных видов собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций; вывозимых в целях инвестиционного сотрудничества в соответствии с международными соглашениями, в которых участвует РФ; вывозимых с таможенной территории РФ на экспорт для федеральных государственных нужд..

Диканова Т.А.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ПРЕСТУПНИКА ГОСУДАРСТВУ

ВОЗВРАЩЕНИЕ ПРЕСТУПНИКА ГОСУДАРСТВУ - упрощенная процедура выдачи одному государству другим государством лиц, совершивших преступление. В.п.г. может, например, иметь место, когда он совершил угон воздушного судна. В таком случае возвращение осуществляет государство, на территории которого приземлилось угнанное судно, государству его регистрации (см. Выдача преступников). В.п.г. - это особый акт правовой помощи государству, обратившемуся с такой просьбой. В международной практике институт В.п.г. впервые был закреплен в двусторонних соглашениях СССР с Афганистаном (1972), Ираном (1973) и Финляндией (1974) о сотрудничестве в предотвращении угонов воздушных судов. Нормы этих договоров обязывают государства приземления воздушного судна задержать, арестовать или заключить под стражу лиц, совершивших угон. Принимаются необходимые меры к обеспечению сохранности воздушного судна, вещественных доказательств и документов, касающихся его угона. По просьбе государства регистрации судна, переданной по дипломатическим каналам, принимаются немедленные меры для возвращения лиц, угнавших воздушное судно.

Как и в случаях экстрадиции, не подлежат выдаче лица, имеющие гражданство государства, на территорию которого приземлилось угнанное воздушное судно. Однако это государство обязано привлечь угонщиков к ответственности как уголовных преступников. При этом такие лица не пользуются статусом политических преступников и им не может быть предоставлено право политического убежища.

Панов В Л.

ВОЗДУШНАЯ ВОЙНА

ВОЗДУШНАЯ ВОЙНА (международно-правовое регулирование) ведение воюющими сторонами военных действий в воздушном пространстве с помощью любых летательных аппаратов для уничтожения объектов противника. Ком-батантами в В.в. являются экипажи всех летательных аппаратов, входящих в состав военной авиации воюющих стран и имеющих их опознавательные знаки, экипажи судов гражданской авиации, переоборудованных в военные. Не-комбатантами в В.в. являются экипажи санитарных самолетов, госпитальных воздушных судов воюющих стран и национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Воюющим странам запрещается использовать санитарные летательные аппараты для обеспечения безопасности своих военных объектов, сбора разведывательной информации, транспортировки личного состава и военных грузов.

На В.в. распространяются все законы и обычаи войны, устанавливающие общие правила, применимые к боевым действиям на любом театре войны. Правовая регламентация применения летательных аппаратов в военных целях определена рядом международных документов (Декларации Гаагских конференций 1899 и 1907 гг., Гаагская конвенция 1907г. и другие документы). Несколько специальных норм, регулирующих режим санитарной авиации, содержится в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г. и дополнительных протоколах к ним 1977г.

Панов В.П.

ВОЗДУШНАЯ ТЕРРИТОРИЯ

ВОЗДУШНАЯ ТЕРРИТОРИЯ - атмосферная оболочка Земли до 100 км от уровня океана. В международно-правовом плане различают 4 вида воздушной территории.

Государственная В.т. - объем воздуха, высотной границей которого является воображаемая линия, проведенная на высоте 100км от уровня океана, а боковые границы составляют вертикальные плоскости, теоретически, проведенные к каждой точке сухопутной и морской границы государства. На воздушную государственную территорию распространяется полный и исключительный государственный суверенитет. Устанавливается разрешительный порядок полета иностранных воздушных судов через строго определенные входы в территорию государства и выходы из нее (воздушные ворота) и по указанным маршрутам (воздушные коридоры). Регулярные полеты иностранных воздушных судов осуществляются на основании межгосударственных, разовые - на основании специальных разрешений. Полеты иностранных воздушных судов вне указанных оснований являются нарушением государственной границы и могут быть принудительно пресечены.

Правовой режим В.т. над открытым морем определяется в основном Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и характеризуется свободой воздухоплавания гражданских и военных судов.

Правовой режим В.т. над Антарктикой близок к правовому режиму воздушной территории над открытым морем, за некоторыми ограничениями, установленными Договором об Антарктике 1959 г. В частности, южнее 60-й параллели ю.ш. запрещены военное воздухоплавание и любая военно-воздушная деятельность (учения, маневры, стрельбы и т.д.). Воздушная территория над Антарктикой не может быть театром военных действий. Допускается использование военных судов только в целях мирной научно-исследовательской деятельности.

Правовой режим В.т. над международными проливами и архипелажными водами определяется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и соответствующими конвенциями о режиме международных проливов. Статус различных частей этой В.т. неодинаков и характеризуется сочетанием свободы транзитных полетов и выполнения соответствующих обязательств перед государствами, реально контролирующими данное воздушное пространство.

Стародубцев Г.С.

ВОЗДУШНОЕ ПРАВО

ВОЗДУШНОЕ ПРАВО - совокупность правовых норм, регулирующих отношение на воздушном транспорте. В.п. включает нормы национального (внутригосударственного) и международного права (см. Международное воздушное право; подробнее о В.п. см. Транспортное право.

ВОЗДУШНЫЕ ГРАНИЦЫ

ВОЗДУШНЫЕ ГРАНИЦЫ - условные вертикальные плоскости, проходящие по государственным границам, расположенным по сухопутной, водной и морской территории государств. Высотный предел В.г. международным воздушным правом не установлен. Однако обычно предполагается, что он находится на высоте не более 100-110 км над уровнем Мирового океана.

ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ

ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ - выплата специальным экономическим фондам денежной компенсации, которая производится добровольно либо по решению суда, арбитражного суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Общий принцип этого возмещения установлен Законом РФ от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 "Об охране окружающей природной среды". В нем, в частности, говорится: предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей среде ее загрязнением, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением экологических систем и другого экологического правонарушения, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством.

Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного окружающей природной среде, носят полуштрафной характер, поскольку в них включаются примерные размеры расходов на устранение негативных последствий экологического вреда(мероприятия, например, по восстановлению оздоровительных функций леса). Таксы установлены, например, для исчисления размера ущерба, причиненного лесному хозяйству(утверждены постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1992 г.) или рыбному хозяйству (постановление Правительства РФ от 25 мая 1994 г.). Подобного рода таксы (методики) в области охотничьего, рыбного, лесного хозяйства с учетом местных географических и климатических условий утверждаются ныне субъектами РФ.

Суммы ущерба, взыскиваемого по решению суда, арбитражного суда по восстановлению потерь окружающей природной среды, перечисляются в экологические фонды. С согласия сторон по решению суда или арбитражного суда экологический и экономический вред может быть возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его средств и сил.

ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ

ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ - универсальный способ защиты гражданских прав.

В законодательстве РФ принят в качестве общего правила принцип на возмещение только конкретных убытков: расходов, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права; утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб), а также неполучение доходов, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст. 15 ГКРФ). Для исчисления размера упущенной выгоды используется принцип заранее определенных минимальных убытков - таковые не могут быть меньше, чем доходы, которые извлек правонарушитель.

Основным принципом эффективности требования о В.у. является доказанность наличия и размера убытков. Именно по причине сложности с доказывани-ем размера убытков судебные и арбитражные споры по искам о В.у. составляют ничтожно малую часть всех споров. Потерпевшие предпочитают взыскивать с нарушителей санкции (неустойку и пр.), а в денежных обязательствах - также и проценты за пользование денежными средствами, но не убытки.

Лит.: см. к статье Возмещение вреда. Белов В.А.

ВОЗОБНОВЛЕНИЕ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ПО ВНОВЬ ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ

ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ - установленный в законодательстве возраст,при наличии которого предоставляется право избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право).

В РФ право избирать предоставляется по всем видам выборов с 18 лет. Законодательство РФ не допускает никаких иных возрастных ограничений этого права.

Право быть избранным характеризуется своими возрастными особенностями. Согласно ФЗ от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" возраст кандидата не может быть ниже 21 года - на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, 30 лет - на выборах главы исполнительной власти субъектов РФ и 21 года - на выборах в органы местного самоуправления.

Для избрания депутатом ГД минимальный возраст установлен Конституцией РФ - 21 год, Президентом РФ - также Конституцией РФ - 35 лет. (В прежней Конституции для избрания Президента существовала верхняя возрастная планка - 65 лет. В действующую Конституцию она не включена.)

В.ц. устанавливается также для кандидатов на должности судей, а в отдельных странах - и на должности министров.

Авакьян С.А.

ВОИНСКАЯ ДИСЦИПЛИНА

ВОИНСКАЯ ДИСЦИПЛИНА - строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил,установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Правовую основу В.д. составляют Конституция РФ, законы, общевоинские уставы, Военная присяга и основанные на них приказы командиров и начальников, которые подлежат неукоснительному соблюдению. Функции В.д. заключаются в том, чтобы обеспечивать согласованность и единство действий военнослужащих, а также моделировать поведение военнослужащих, вырабатывая у них необходимые морально-психологические и боевые качества. В.д. основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за безопасность Отечества. Основным методом воспитания у военнослужащих высокой дисциплинированности является убеждение. Однако это не исключает применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга. Требования В.д. изложены в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил РФ и конкретизированы в других уставных нормах, наставлениях, положениях, инструкциях, приказах командиров и начальников и других правовых актах. В.д. отличается от трудовой, финансовой дисциплины следующими особенностями: а) беспрекословное повиновение военнослужащих всем прямым начальникам по служебному положению, по воинскому званию, а в определенных случаях и старшим; б) предоставление командирам и начальникам права в интересах защиты Отечества решительно,, строго и твердо требовать соблюдения всеми военнослужащими требований В.д. и порядка. При этом они вправе применять все законные меры принуждения вплоть до ареста виновного и привлечения его к уголовной ответственности; в) возложение на всех военнослужащих обязанности содействовать командиру в восстановлении порядка и дисциплины, удерживать других от недостойных поступков; г) требования В.д.распространяются на военнослужащих, где бы они ни находились: на службе, в отпуске, в командировке и т.п., когда это необходимо для обеспечения воинского правопорядка, уставных взаимоотношений между военнослужащими и выполнения задач, связанных с военной службой.

Шапинский В.И:

ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ

ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ - закрепленная Конституцией РФ и регулируемая нормами военного права обязанность граждан РФ нести военную службу в Вооруженных Силах РФ и других войсках и защищать Отечество. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных ФЗ случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. В.о. регулируется ФЗ РФ от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ "Об обороне", от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и другими нормативными актами. По действующему законодательству формами исполнения В.о. являются: подготовительные (воинский учет, подготовка к военной службе, военное обучение в военное время); основные (поступление на военную службу, прохождение военной службы, прохождение альтернативной гражданской службы, пребывание в запасе); специальная - служба (работа) в качестве военных строителей. Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами (военкоматами) по месту жительства (об основных формах исполнения В.о. см. Альтернативная служба. Военная служба).

Шапинский В.И.

ВОИНСКИЕ ЗВАНИЯ

ВОИНСКИЕ ЗВАНИЯ - звания, персонально присваемые военнослужащим и военнообязанным запаса в соответствии с их служебным положением, военной или специальной подготовкой, выслугой лет, принадлежностью к виду вооруженных сил и заслугами. Наличие В.з. создает необходимые предпосылки для устойчивого служебно-правового положения военнослужащих. По В.з. устанавливаются отношения подчиненности и старшинства между военнослужащими (помимо подчиненности и старшинства по служебному положению), соответствие В.з. занимаемым должностям, определяются предельные возрасты состояния на военной службе и в запасе. В.з. определяют конкретные права на государственное обеспечение и льготы как самих военнослужащих, так и членов их семей.

Согласно ФЗ РФ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлены следующие В.з.: а) войсковые: рядовой, ефрейтор, младший сержант, сержант, старший сержант, старшина, прапорщик, старший прапорщик, младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник, генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армии; б) корабельные: матрос, старший матрос, старшина второй статьи, старшина первой статьи, главный старшина, главный корабельный старшина, мичман, старший мичман, младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан-лейтенант, капитан III ранга, капитан II ранга, капитан I ранга, контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал, адмирал флота; в) Маршал РФ.

К В.з. гражданина, имеющего юридическую, медицинскую или ветеринарную военно-учетные специальности, добавляется соответственно слово "юстиции", "медицинской службы" или "ветеринарной службы". КВ.з. гражданина, пребывающего в запасе или в отставке, добавляется соответственно сло.во "запаса" или "в отставке".

Порядок присвоения В.з. определяется Положением о порядке прохождения военной службы. Для прохождения военной службы в каждом В.з. устанавливается определенный срок. В.з. присваивается военнослужащему в день истечения срока его службы в предыдущем В.з., если он занимает воинскую должность, для которой штатом предусмотрено В.з., равное или более высокое, чем присваиваемое. Военнослужащий, а также гражданин, пребывающий в запасе или отставке, может быть лишен В.з. только по приговору суда за умышленно совершенное преступление. Вернуть гражданину В.з., которого он был лишен, может должностное лицо, имеющее право присваивать это В.з., только после снятия (погашения) судимости. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, может быть снижен в В.з., а также восстановлен в прежнем В.з. в порядке, определяемом общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ. Шапинский В.И.

ВОИНСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

ВОИНСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ - общественно опасные деяния военнослужащих, проходящих воинскую службу по призыву или по контракту, направленные против установленного порядка прохождения военной службы. Субъекты В.п.: военнослужащие Вооруженных Сил РФ, Пограничных войск РФ, внутренних войск МВД РФ, железнодорожных войск, войск ФАПСИ, войск гражданской обороны, а также граждане, находящиеся в запасе и проходящие военные сборы.

Общественно опасное деяние, не посягающее на порядок несения воинской службы, не образует состава В.п. (хулиганство, грабеж и т.п.).

Все В.п. согласно УК можно разделить на несколько групп в зависимости от того, на какие именно стороны порядка прохождения воинской службы они посягают.

В.п., посягающие на порядок подчиненности и уставных взаимоотношений между военнослужащими (ст. 332-336 УК). Эти преступления выражаются в неисполнении приказа, сопротивлении начальнику, в нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, оскорблении подчиненным своего начальника или другого военнослужащего, а равно начальником подчиненного.

В.,п., посягающие на порядок непрерывности прохождения военной службы (ст. 337-339 УК). Это оставление части или места службы; уклонение от прохождения военной службы в результате дезертирства или путем симуляции болезни либо причинения какого-либо повреждения, подлога документа или иного обмана.

В.п., посягающие на порядок несения специальных служб (ст. 340-344 УК). К ним относятся нарушение правил: несения боевого дежурства, караульной службы; службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; внутренней службы и патрулирования в гарнизоне. Ответственность за перечисленные В.п. наступает только в том случае, если совершенные деяния повлекли или могли повлечь причинение вреда интересам безопасности государства (ст. 340-341 УК) или причинили вред охраняемым караулом объектам (ст. 342 УК), вред правам и законным интересам граждан (ст. 343 УК), либо повлекли тяжкие последствия (ст. 344 УК).

В.п., посягающие на порядок сбережения военной техники и другого военного имущества (ст. 3.45-348 УК). Среди них: оставление тонущего корабля; умышленное или неосторожное уничтожение или повреждение военного имущества; утрата военного имущества.

В.п..посягающие на порядок обращения с оружием и эксплуатации военной техники (ст. 349-352 УК). В эту группу входят нарушение правил: обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих: вождения или эксплуатации машин; полетов или подготовки к ним: кораблевождения. Уголовная ответственность за названные преступления наступает только в том случае, если в результате совершенных действий по неосторожности наступила смерть человека или иные тяжкие последствия.

Устинова Т.Д.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РФ

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РФ (ВС РФ) государственная военная организация, составляющая основу обороны РФ. ВС РФ предназначены для отражения агрессии и нанесения агрессору поражения, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами РФ. ВС РФ состоят из органов управления,объединений,соединений, воинских частей, учреждений, военного университета, военных академий, институтов и училищ. Часть ВС РФ может входить в состав объединенных вооруженных сил или находиться под объединенным командованием в соответствии с между народными договорами РФ.

Президент РФ является Верховным Главнокомандующим ВС РФ. К ведению СФ относится решение вопроса о возможности использования ВС РФ за пределами территории РФ. Непосредственное руководство ВС РФ осуществляет министр обороны РФ через Минобороны РФ. Основным органом оперативного управления войсками и силами флота ВС РФ является Генеральный штаб ВС РФ. Функции Минобороны РФ и Генерального штаба ВС РФ определяются ФЗ РФ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне", Положением о Минобороны РФ и Генеральном штабе ВС РФ. Для их осуществления в Минобороны РФ и Генеральном штабе ВС РФ создаются соответствующие управления и службы. Управление видами ВС РФ осуществляется через соответствующие штабы. Для управления группировками ВС РФ могут создаваться функциональные и территориальные командования,.

Дислокация войск и сил флота осуществляется в соответствии с задачами обороны и социально-экономическими возможностями регионов РФ.

ВС РФ комплектуются военнослужащими, а также гражданским персоналом. Штатная численность гражданского персонала в ВС РФ устанавливается Правительством РФ, а перечень замещаемых гражданским персоналом должностей - министром обороны РФ. Законодательные акты РФ по вопросам труда, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социальной и правовой защиты граждан действуют в отношении гражданского персонала независимо от их введения в ВС РФ. В ВС РФ не допускаются деятельность общественных и иных организаций и объединений, преследующих политические цели, а также образование их структур в войсках. Запрещается ведение любой политической агитации, в том числе и предвыборной, на территории воинских частей, соединений и учреждений ВС РФ. Надзор за законностью и расследованием дел о преступлениях в ВС РФ возлагается на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров. Правовую защиту военнослужащих, рассмотрение гражданских и уголовных дел в ВС РФ осуществляют суды.. .

Шапииский В.И.

ВООРУЖЕННЫЙ МЯТЕЖ

ВООРУЖЕННЫЙ МЯТЕЖ - преступление против основ конституционного строя и безопасности государства, предусмотренное ст. 279 УК. В соответствии с данной статьей караются организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя РФ либо нарушения территориальной целостности РФ.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ - см. Исправительные учреждения.

ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЕ ЗАКОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЕ ЗАКОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - преступ-ление, предусмотренное ст. 169 УК РФ; состоит в: а) неправомерном отказе в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо уклонении от их регистрации; б) неправомерном отказе в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонении от его выдачи; в) ограничении прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности; г) ограничении самостоятельности либо ином незаконном вмешательстве в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Если перечисленные действия совершены в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинили крупный ущерб, то наказанием может быть лишение свободы на срок до 2 лет.

Яни П.С.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ В ГРАЖДАНСТВЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ НА РАБОТЕ

ВОССТАНОВЛЕНИЕ НА РАБОТЕ - возвращение лица на место работы, которое он занимал до увольнения. Оно происходит в случаях,когда: а) работник был уволен без законного основания, с нарушением установленного порядка, либо незаконно переведен на другую работу и восстановлен по решению суда, вышестоящего органа, а также по решению администрации в случае принесения протеста прокурором на незаконный приказ либо в случае добровольного волеизъявления. Дела по искам о восстановлении на работе относятся к категории споров, которые могут быть рассмотрены непосредственно в суде, независимо от основания прекращения трудового договора. Одновременно с восстановлением на работе орган, рассматривающий трудовой спор,взыскивает с работодателя в пользу работника оплату за все время вынужденного прогула или разницу в оплате труда. Время вынужденного прогула включается в непрерывный стаж; стаж, дающий право на отпуск; на это время сохраняются все льготы и права по данной должности, специальности и т.д. В соответствии со ст. 213 КЗоТ в подобных случаях суд вправе по требованию работника вынести решение о возмещении ему денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер компенсации определяется судом. Только в случае полной ликвидации организации суд, признавая увольнение незаконным, может отказать в восстановлении на работе и взыскать оплату за все время вынужденного прогула с ликвидационной комиссии или органа, принявшего решение о ликвидации, или правопреемника. При этом суд признает работника уволенным по п. 1 ст. 33 КЗоТ и изменяет формулировку увольнения; б) работник (кроме временных и сезонных работников) был призван (зачислен, определен) на действительную военную службу, но затем уволен в запас или в отставку, возвратился на прежнее место работы (должность), если со дня призыва прошло не более 3 месяцев, не считая времени, необходимого для проезда к месту жительства; в) работник, освобожденный ранее от выполнения данной работы в связи с незаконным осуждением или незаконным привлечением к уголовной ответственности, потребовал восстановления на прежней работе, если подобное требование было заявлено в течение 3 месяцев с момента вступления в силу оправдательного приговора либо вынесения постановления (определения) о прекращении уголовного дела за отсутствием события или состава преступления или за недоказанностью его участия в совершении преступления. Шарило Н.П.

ВОТУМ

ВОТУМ (лат. volum - желание, воля) мнение или постановление, выраженное или принятое большинством голосов избирательного корпуса или представительного учреждения. Вотировать - значит голосовать(в парламенте, на собрании), принимать решение путем подачи голосов. В.избирательный - результаты избирательной кампании по выборам парламента, президента, муниципалитетов и т.д. В. множественный (плюральный) - в некоторых странах порядок, согласно которому определенные категории избирателей обладают на выборах двумя или более голосами. В. косвенный (эвентуальный) - порядок определения результатов голосования при пропорциональной системе выборов, при которой голоса, поданные за определенного кандидата и превышающие избирательную квоту, причисляются другому кандидату из того же партийного списка. В. обязательный - существующая в некоторых странах юридическая обязанность всех дееспособных граждан принимать участие в голосовании на выборах государственных органов власти под угрозой наложения штрафа. Различают также В. доверия и вотум недоверия.

ВОТУМ НЕДОВЕРИЯ

ВОТУМ НЕДОВЕРИЯ - в государственном праве стран с парламентарной формой правления выраженное, как правило, нижней палатой неодобрение политической линии, определенной акции или законопроекта правительства либо отдельного министра (соответственно вотум доверия означает одобрение таковых). Конструктивный В.н. в отличие от деструктивного требует от парламента выдвижения новой кандидатуры на пост главы правительства.

Парламентарная система предполагает. что при вынесении В.н. со стороны законодательного органа правительство должно уйти в отставку.

В РФ при выражении ГД недоверия Правительству РФ Президент может не согласиться с этим и оставить В.н. без последствий. Если ГД второй раз выразит недоверие в срок, не превышающий 3 месяцев, Президент объявляет об отставке Правительства или распускает ГД с назначением даты новых выборов. В РФ отсутствует право В.н. отдельным министрам.

Бойцова В.В., БойцоваЛ.В.

ВРАЧЕВАНИЕ НЕЗАКОННОЕ

ВРАЧЕВАНИЕ НЕЗАКОННОЕ - занятие частной медицинской практикой лицом, не имеющим лицензии, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека (ст. 235 УК). При таких же условиях признается незаконной частная фармацевтическая деятельность.

Под медицинской практикой следует понимать деятельность по лечению и предупреждению болезней, под фармацевтической - изготовление,хранение, отпуск лекарств. Под вредом здоровью человека понимается причинение потерпевшему легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью.

Право на занятие частной медицинской практикой имеют только лица, получившие высшее или среднее медицинское образование и соответствующий диплом, а также лицензию на избранный вид деятельности. Лицам, не имеющим диплома о медицинском образовании, лицензия не выдается. Поэтому В.н. может иметь место как в случае, когда лицо не имеет ни образования, ни лицензии, так и в случае, если оно занялось частной медицинской практикой, имея образование,но не получив лицензию.

Отношение виновного к причинению вреда характеризуется неосторожной формой вины. Более строгая ответственность наступаетза В.Н., повлекшее по неосторожности смерть человека. Смерть человека при этом должна находиться в причинно-следственной связи с незаконной частной медицинской или фармацевтической деятельностью.

Рассматриваемая норма направлена на охрану здоровья населения и соблюдение установленного порядка оказания профессиональной медицинской помощи в сфере частного здравоохранения. Орешкина Т.Ю.

ВРЕД

ВРЕД - см. Возмещение вреда.

ВРЕД ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ

ВРЕД ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ - см. Возмещение вреда окружающей природной среде.

ВРЕМЕННАЯ

ВРЕМЕННАЯ (неполная, предварительная)

ДЕКЛАРАЦИЯ - заявление по установленной форме основных сведений, необходимых для таможенных целей (прежде всего для идентификации декларируемых транспортных средств). Подается с разрешения таможенного органа в случаях, когда в силу особых причин нет возможности подать полную декларацию (отсутствие необходимых документов, информации, например, о количестве, качестве, стоимости товара, форс-мажорные обстоятельства и т.д.). Регламентируется ст. 177 ГК РФ. При приеме В.д. таможенный орган устанавливает срок, в течение которого декларант обязан представить всю недостающую информацию. В.д. отличается от полной только объемом сведений; ее следует также отличать от краткой декларации.

Диканова Т.А.

ВРЕМЕННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

ВРЕМЕННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ - см. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Предыдущая страница Следующая страница