Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Энциклопедия юриста
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАЕ"-"ПЕР")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАЕ"-"ПЕР")

ПАЕВОЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОНД

ПАЕВОЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОНД (ПИФ)

(англ. mutual fund - взаимный фонд) - имущественный комплекс без создания юридического лица, доверительное управление имуществом которого осуществляет управляющая компания ПИФ в целях прироста имущества ПИФ. Указом Президента РФ от 26 июля 1995 г. № 765 "О дополнительных мерах по повышению инвестиционной политики в Российской Федерации" было установлено, что инвестиционная деятельность в РФ может осуществляться путем приобретения физическими и юридическими лицами инвестиционных паев ПИФ. Указом предусматриваются три случая образования ПИФ: а) приобретение инвестиционных паев, выпущенных управляющей компанией: б) передача имущества чекового инвестиционного фонда в специализированный депозитарий и в доверительное управление; в) при реорганизации коммерческих организаций, привлекающих денежные средства физических и юридических лиц (нелицензируемые финансовые компании, а также созданные в ходе приватизации финансовые компании). ПИФ состоит из имущества инвесторов, переданного для учета в специализированный депозитарий и в доверительное управление управляющей компании. В обмен на переданное имущество они приобретают инвестиционные паи ПИФ. Различаются два типа ПИФ: открытый и интервальный. ПИФ признается открытым, если управляющая компания принимает на себя обязанность выкупать выпущенные ею инвестиционные паи по требованию инвестора в срок. установленный правилами ПИФ. но не превышающий 15 рабочих дней с даты предъявления требования. ПИФ признается интервальным, если этот выкуп осуществляется в срок, установленный правилами ПИФ, то не реже раза в год.

Доронина Н.Г.

ПАЙ

1) право участия в имуществе производственного или потребительского кооператива, возникающее вследствие исполнения членом кооператива обязанностей по уплате паевых взносов (выплате П.) путем внесения денежных средств или иного имущества. а также путем личного трудового уча-стия в деятельности кооператива:

2) часть имущества кооператива, выделенная на его конкретного члена, слагающаяся из паевых взносов этого члена и соответствующей части имущества, созданного и приобретенного кооперативом в процессе своей деятельности. Размер П. напрямую связан с распределением прибыли кооператива. Состав и порядок определения размера П., порядок его внесения и передачи, распределения прибыли по П. определяются уставом кооператива. Закон регулирует лишь следующие основные принципы: а) член кооператива обязан внести к моменту регистрации кооператива не менее 10% паевого взноса, а остальную часть - в течение года с момента регистрации (п. 2 ст. 109 ГК РФ, ФЗ РФ от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ "О производственных кооперативах"; п. 2 ст. 116 ГК РФ. ФЗ РФ от 11 июля 1997 г. № 97-ФЗ "О потребительской кооперации в Российской Федерации"; б) паевым взносом члена кооператива могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, а также иные объекты гражданских прав: земельные участки и другие природные ресурсы могуч: быть паевым взносом в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и природных ресурсах; в) оценка паевого взноса проводится при образовании кооператива по взаимной договоренности его членов на основе сложившихся на рынке цен, а при вступлении в кооператив новых членов - комиссией, назначаемой правлением кооператива. Оценка паевого взноса, превышающего 250 МРОТ, должна быть подтверждена независимым экспертом: г) паевые взносы образуют паевой фонд кооператива, который определяет минимальный размер имущества кооператива,гарантирующего интересы его кредиторов. Паевой фонд должен быть сформирован в течение первого года деятельности кооператива: д) пайщику, выходящему или исключенному из потребительского общества, выплачиваются стоимость его паевого взноса и кооперативные выплаты в размерах, в сроки и на условиях, которые предусмотрены уставом потребительского общества на момент вступления пайщика в это общество; земельные участки или иное недвижимое имущество выдается в натуре, если это предусмотрено уставом:е) в случае смерти пайщика его наследники могут быть приняты в члены кооператива (если иное не предусмотрено его уставом), в против1 ном случае наследникам выплачивается стоимость П. умершего члена кооператива, причитающаяся ему заработная плата, премии и т.д. (см. также Инвестиционный пай)..

Белов В.А.

ПАНАШАЖ

ПАНАШИРОВАНИЕ; ПАНАШАЖ (фр. panachage - см. есь, соединение избирательных списков) - на выборах попропорциональной системе представительства установленное законом разрешение избирателю голосовать одновременно за кандидатов из различных партийных списков. Применяется в Швейцарии, Швеции, Норвегии.

ПАНАШИРОВАНИЕ

ПАНАШИРОВАНИЕ (панашаж)

(фр. panachage - смесь, соединение избирательных списков) - на выборах по пропорциональной системе представительства установленное законом разрешение избирателю голосовать одновременно за кандидатов из различных партийных списков. Применяется в Швейцарии, Швеции, Норвегии.

ПАНДЕКТНОЕ ПРАВО

ПАНДЕКТНОЕ ПРАВО - римское частное право, действовавшее в измененном виде в Германии в XVI- XIX вв. Начиная с XII в. и особенно в XV-XVI вв. феодальное право перестало удовлетворять требованиям складывающихся новых экономических отношений, что привело к рецепции римского права. Переработанное глоссаторами с добавлением норм канонического права и германских феодальных правовых обычаев римское частное право и дало П.п.. которое сыграло значительную роль в развитии единых хозяйственных связей и капиталистических отношений в Германии в целом. После проведения в ряде германских государств в XVIII-XIX вв. коди4)икаций П.п. приобрело субсидиарное (дополняющее) значение, а с введением в 1900 г. Германского гражданского уложения прекратило свое действие, хотя многие его нормы были восприняты новым гражданским правом. Термин "П.п." иногда использовался для обозначения немецкой науки гражданского права.

ПАНДЕКТЫ

ПАНДЕКТЫ (лат. pandectae от греч. pandektes - всеобъемлющий) в Древнем Риме сочинения крупнейших юристов, построенные в виде коротких извлечений из законов и работ предшествующих авторов. Широкую известность получили П.. составившие вторую часть Кодификации. Юстиниана (наиболее распространенное название их- Дигесты). П. рассматривались как сборники действующего права и как учебники.

ПАПИЛЛЯРНЫЕ ЛИНИИ

ПАПИЛЛЯРНЫЕ ЛИНИИ (лат. papilla - сосок) кожные гребешки или линейные утолщения эпидермиса. расположенные на внутренней поверхности пальцев рук. ладоней, подошв стоп человека (а также обезьян). Ширина П.л. - 0.4-0.6 мм. высота - 0,1-0.4мм. Конфигурация и протяженность П.л. на отдельных участках неодинаковы. П.л..особенно на руках,способны оставлять потожировые следы. Именно поэтому на месте преступления можно обнаружить следы рук лиц. которые прикасались к тем или иным предметам. П.л. обладают высокой степенью устойчивости и индивидуальностью. Узоры, образуемые П.л., появляются на

3-м месяце эмбрионального развития и сохраняются в относительно неизменном виде всю жизнь человека и после его смерти до момента разложения кожи. Если общие признаки узоров П.л. (направление потока П.л. в виде дуг. петель, завитков) имеют сходство у разных лиц, то взаимное расположение частных признаков (в виде точек, фрагментов П.л., их начал и окончаний, слияний и разветвлений. островков и мостиков) индивидуально. Благодаря этим свойствам возможна идентификация личности по следам пальцев, ладоней рук и босых ног. Бабаева. Э. У.

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ (лат. jurisdictio - судопроизводство, отправление судебных функций) возможность одновременного осуществления уголовного преследования национальными и международными судебными инстанциями в отношении физических. лиц. совершивших преступления против международного гуманитарного права или военные преступления. Впервые принципиальная возможность осуществления П.ю. была предусмотрена Соглашением между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции о судебном преследовании и наказании главных военных преступников, заключенным 8 августа 1945 г. Договорившись об учреждении Международного военного трибунала для суда над военными преступниками, стороны, вместе с тем, предусмотрели, что никакие положения данного договора не умаляют и не ограничивают "прав национальных или оккупационных судов, которые уже созданы или будут созданы на любой союзной территории или в Германии для суда над военными преступниками". Более четко данная процессуальная форма была предусмотрена в Уставе Международного трибунала по Югославии, учрежденного Советом Безопасности ООН в 1994 г.. согласно ст. 9 которого:

"I. Международный трибунал и национальные суды имеют параллельную юрисдикцию в отношении судебного преследования лиц за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии...

2. Юрисдикция Международного трибунала имеет приоритет по отношению к юрисдикции национальных судов. На любом этапе судебного разбирательства Международный трибунал может официально просить национальные суды передать производство по делу Международному трибуналу в соответствии с настоящим Уставом и Правилами процедуры и доказывания Международного трибунала".

Одновременно в оба устава включено положение, утверждающее принцип "поп bis in idem'", согласно которому ни одно лицо не может быть судимо национальным судом за деяния, представляющие собой серьезные нарушения международного гуманитарного права, за которые оно уже было судимо Международным трибуналом. Напротив, Международный трибунал может возбудить судебное преследование в отношении лица, ранее осужденного национальным судом, если деяние этого лица было квалифицировано как обычное преступление или судебное разбирательство не было беспристрастным и независимым. Болосов М.Е.

ПАРАФИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА

ПАРАФИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА (фр. ра-raghe - сокращенная подпись, инициалы. росчерк) одна из процедурных форм. применяемых в практике заключения международных договоров, которая состоит в визировании, проставлении лицами, участвующими в разработке текста конкретного договора, своих инициалов - параф - под его текстом или на каждой его странице. Согласно п. "Ь" ст. 10 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. парафирование имеет целью установить аутентичность, подлинность разработанного текста договора и засвидетельствовать его окончательный характер. В подобном случае юридический смысл П.м.д. заключается в том. что самими уполномоченными на это лицами согласованный текст каким-либо изменениям не подлежит. Однако П.м.д. может применяться и как форма выражения согласия государства на обязательность для него выработанного международного договора. В этом случае не требуется использовать другие процедурные формы выражения государствами-сторонами согласия на обязательность для них договора, такие, как ратификация, принятие или утверждение.

Волосов М.Е.

ПАРЛАМЕНТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ - система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве представительного законодательного органа - парламента по отношению к другим государственным органам. При П. правительство образуется парламентом и ответственно перед ним. Родиной П. является Великобритания (XVIII в.), где он впервые сложился как система. Во Франции П. окончательно утвердился лишь в 70-х гг. XIX в. В XIX в. происходит становление П. также в Германии, Швейцарии, Испании, Португалии, Италии, Австро-Венгрии, Нидерландах, Бельгии. После второй мировой войны в ряде стран происходит ревизия П. с целью придать ему большую устойчивость. К настоящему моменту парламентарный режим существует примерно в ' /^ стран мира, в том числе в Индии. Японии. Канаде, Астралии, Новой Зеландии, Эстонии, Латвии, Израиле.

В России первый опыт П. связан с работой Государственной думы (1906- 1917 гг.). Пришедшие к власти большевики рассматривали П. исключительно как элемент "буржуазной демократии", поэтому начисто отвергали его в условиях диктатуры пролетариата. Возрождение идей П. происходит только с избранием Съезда народных депутатов РСФСР в 1990 г. После короткого периода "советского" П. в 1990-1993 гг. в РФ была установлена президентская республика.

Додоное В.Н:

ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ

ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ - один из двух видов конституционной монархии (тряцу с дуалистической монархией). Характеризуется тем, что монарх выполняет свои функции номинально. Правительство при П.м. формально и фактически ответственно перед парламентом, которому в соответствии с конституцией принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. П.м. сложилась в Великобритании в XVIII в.. а в других европейских странах в XIX - начале XX в. В настоящее время П.м. существует в Великобритании. Нидерлан-дах, Испании. Бельгии, Норвегии, Дании, Швеции, Японии и некоторых других странах.

ПАРЛАМЕНТАРНАЯ РЕСПУБЛИКА

ПАРЛАМЕНТАРНАЯ РЕСПУБЛИКА - разновидность государства с республиканской формой правления. Другой является президентская республика. Зачастую существуют смешанные варианты. Специфическая черта П.р. - ведущая роль парламента в государстве. Он не только принимает законы. но и оказывает сильное влияние на правительство и иные органы государственного управления. Состав правительства предопределяется парламентским большинством. Если в государстве нет монарха, президента, парламент утверждает либо председателя правительства и по его представлению весь состав правительства, либо только председателя правительства, который сам формирует правительство. Если же в государстве имеется монарх, президент, то он утверждает председателя правительства, но это лишь формальный акт, поскольку кандидатура председателя исходит от парламентского большинства. Парламент определяет своими актами и действиями основы внутренней и внешней политики государства. В П.р.правительство несет ответственность перед парламентом. Нередко парламент в П.р. обладает правом заслушивать годовой отчет правительства, потребовать внеочередного отчета либо слушать доклады правительства по принципиальным вопросам внутренней и внешней политики. Он вправе выразить недоверие правительству. что чаще всего влечет его отставку, а также отдельно председателю либо иному члену правительства. В определенных ситуациях сам парламент может быть распущен (например, если не образована коалиция, позволяющая сформировать правительство парламентского большинства, или предложение о недоверии правительству либо его председателю не набирает необходимого числа голосов, а также в случае, когда парламент в силу внутренних раздоров парализован в своей деятельности). В настоящее время П.р. существует в Италии, Германии, Греции, Израиле, Исландии, Чехии, Венгрии, Латвии, Эстонии, Индии и некоторых других странах.

Аеакьян С.А.

ПАРЛАМЕНТЕР

ПАРЛАМЕНТЕР - лицо, уполномоченное военным командованием на ведение переговоров с неприятелем. Статья 32 IV Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907г. гласит: "Как сам парламентер, так и сопровождающие его трубач, горнист или барабанщик, лицо. несущее флаг, и переводчик пользуются правом неприкосновенности". Отличительный знак П. - белый флаг. П. может быть принят противником или отослан обратно, но ему должна быть обеспечена безопасность возвращения. Нарушение неприкосновенности П. представляет собой военное преступление. В случае злоупотреблений П. своим положением (подговор к измене) он может быть задержан и лишен неприкосновенности.

ПАРЛАМЕНТСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ

ПАРЛАМЕНТСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ - см. Иммунитет парламентский.

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ЭТИКА

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ЭТИКА - см. Депутатская этика.

ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВОПРОСЫ

ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВОПРОСЫ - одна из форм контроля парламента над деятельностью правительства в парламентарных государствах. П.в. могут быть заданы письменно и устно. Регламент парламента устанавливает правила допустимости П.в. и порядок их внесения, а также сроки, в которые правительство или отдельные министры должны предоставить ответ. По общему правилу ответ на П.в. дается в той же форме, в которой П.в. был задан. П.в. и ответы правительства на них не могут (в отличие от интерпелляции) служить самостоятельным поводом для постановки вопроса о доверии правительству.

ПАРЛАМЕНТСКИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ

ПАРЛАМЕНТСКИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ - одна из форм осуществления контрольных полномочий парламента (см. Парламентский контроль). П.р.проводятся в случаях, когда необходимо изучить события и обстоятельства, представляющие большую общественную и государственную значимость, в том числе связанные с предполагаемыми нарушениями законодательства и высшими должностными лицами государства. Действенность П.р. достаточно велика, их следствием может стать наступление политической ответственности государственных органов или должностных лиц, а в случаях, предусмотренных соответствующим законодательством, привлечение последних к административной или уголовной ответственности. Часто одного факта П.р. достаточно для наступления юридически значимых последствий (так, в США действия палаты представителей в 1974 г. по возбуждению процедуры импичмен-та привели к отставке с поста президента США Р. Никсона).

Проведение П.р. могут осуществлять постоянные комитеты и комиссии (палат) парламента либо специально созданные временные следственные комитеты или комиссии.

В настоящее время одним из немногих правовых источников, прямо предполагающих возможность проведения П.р., является ФКЗ РФ от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", где в ч. 2 ст. 32 говорится о возможности создания в ГД парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан. Вместе с тем ряд федеральных законов предоставляет парламентариям право, в рамках реализации своих контрольных полномочий. осуществлять те или иные действия, соответствующие смыслу П.р. Так. например, значительные возможности по проведению П.р. в сфере контроля за государственными финансами и собственностью предоставляет палатам ФС ФЗ РФ от 18 ноября 1995 г. № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации". Согласно ст. 2 этого закона одной из задач Счетной палаты является регулярное предоставление ФС информации о результатах проводимых контрольных мероприятий, в том числе материалы о правонарушениях со стороны государственных органов и должностных лиц в части использования средств федерального бюджета и федеральной собственности. При этом контрольно-ревизионные действия Счетной палаты могут быть инициированы по запросу СФ или ГД или группы парламентариев. Тем не менее недостаточная полнота законодательного регулирования П.р. в ГД приводила и приводит к многочисленным трудностям в работе членов парламентских комиссий по расследованиям.

Лит: Парламенты мира. Сб. М.. 1991;

Регламент Верховного Совета РСФСР. Изд. ВС РСФСР. М., 1992; Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. Т. 1-2/Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1996; Конституции зарубежных государств: Учебн. пособ. 2-е изд.., испр. и доп. М., 1997.

Парамонов А.Р., Полдян Л.Я.

ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ

ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ - форма обсуждения парламентариями актуальных и значимых вопросов по предметам ведения палат парламен-та с привлечением должностных лиц государства, экспертов и общественности.

В зарубежной парламентской практике П.с. в основном проводятся комитетами палат парламентов.

В палатах ФС П.с. проводятся в соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции РФ, а также гл. 9 и 7 регламентов СФ и ГД. Предметом П.с. в ГД могут быть: законопроекты. требующие публичного обсуждения, международные договоры, представленные в ГД на ратификацию, проект федерального бюджета и отчет о его исполнении, другие важные вопросы внутренней и внешней политики. Регламент СФ подобного перечня не содержит. В ГД инициаторами П.с. могут выступать Совет ГД. комитеты и комиссии палаты, а также депутатские объединения. В СФ П.с. могут проводиться по инициативе Председателя, его заместителей, комитетов (в пределах их полномочий), а также группы членов СФ численностью не менее 10 человек. Возможно П.с. нескольких комитетов. В ГД ежегодно проводится около 100 П.с. Как правило, П.с., проводимые комитетами палат парламента, соответствуют их специализации. в то время как слушания, проводимые депутатскими объединениями в ГД. имеют более широкую тематику. В среднем в П.с. принимает участие 100-200 человек, парламентарии составляют примерно 15% от этого числа. П.с., как правило, являются открытыми, на них приглашаются представители общественности и СМИ. которым за 10 дней должна быть передана информация о теме.времени и месте проведения П.с. Возможно проведение и закрытых П.с. Помимо обсуждения вопросов, связанных с государственной или иной охраняемой законом тайной,причиной закрытых П.с. в ГД может послужить обсуждение вопросов конфиденциального характера. Представители СМИ и общественности на закрытые П.с. не допускаются. П.с. могут заканчиваться принятием рекомендаций (в ГД) или мотивированного заключения, рекомендаций или иных документов (в СФ). Рекомендации П.с. могут быть адресованы палатам или комитетам парламента, главе государства, правительству.государственным и иным организациям и учреждениям. Документы П.с. считаются принятыми, если они одобрены большинством парламентариев соответствующей палаты, присутствующих на П.с.; по сложившейся практике рекомендации принимаются всеми участниками П.с.

П.с. протоколируются и стенографируются. Комплект материалов П.с. (в том числе стенограммы, рекомендации и иные документы, выдаваемые и принимаемые на П.с.) хранятся в Парламентской библиотеке.

Лит.: Парламенты мира. Сб..Ж, 1991. Парамонов А.Р., Полу.ян Л.Я.

ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОМИССАР ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

ПАРЛАМЕНТСКИЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА; ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОМИССАР ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА - см. Омбудсман.

ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРЛАМЕНТСКИЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ

ПАРЛАМЕНТСКИЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ (комиссар)

ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА - см. Омбудсман.

ПАРЛАМЕНТСКИЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

ПАРЛАМЕНТСКИЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА - см. ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОМИССАР ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА.

ПАРЛАМЕНТСКОЕ ПРАВО

ПАРЛАМЕНТСКОЕ ПРАВО - система конституционно-правовых норм. регулирующих статус и организацию парламента, порядок его формирования и деятельности, статус парламентария. В мировой практике понятие П.п. известно уже давно, хотя не во всех странах оно именуется именно так. В странах, где парламент принимает бюсЬкет. другие законы, выполняет контрольные и иные предусмотренные конституцией <^унки.т, П.п. образует самостоятельную отрасль национальной системы права: при этом в федеративном государстве П.п. образовано нормами как федерального законодательства, так и законодательства субъектов федерации. В связи с развитием различных межгосударственных и надгосударственных представительных институтов развивается и П.п. в рамках международного права. Основные источники П.п.: конституции, законы, регламенты и иные акты парламента, решения конституционно-судебных органов, парламентские прецеденты, обычаи, традиции, а также в ряде случаев акты главы государства и исполнительной власти.

Наиболее важные вопросы организации и деятельности парламента регулируются конституцией.В основном законе страны, как правило, содержатся нормы, устанавливающие место и роль парламента в системе органов государственной власти, компетенцию парламента и ее распределение между палатами (в случае, если парламент двухпалатный), взаимоотношения парламента с главой государства и правительством, с субъектами права законодательной инициативы. Нередко в конституциях затрагиваются и основополагающие вопросы правового статуса парламентариев. Нормы конституции часто дополняются и уточняются в органических и иных законах. Особое место среди источников П.п. занимают регламенты парламентов (их палат). _

В РФ П.п. находится в стадии становления. Немаловажным фактором, влияющим на российское П.п., является федеративное устройство РФ. В соответствии с Конституцией РФ субъекты РФ самостоятельно определяют свою систему органов государственной власти в соответствии с общими принципами, устанавливаемыми ФЗ РФ (которого пока нет). Система конституционных и уставных правовых норм субъектов РФ в рассматриваемой сфере регулирует отношения, аналогичные федеральным, а также вопросы взаимодействия законодательных (представительных) органов субъектов РФ с федеральными центром.

Лит: Очерки парламентского права (зарубежный опыт). М., 1993; Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. Т. 1-2/Отв. ред. Б.А. Страшун. М.. 1996; Регламент Государственной Думы Федерального Собрания - парламента РФ. М.. 1995: Регламент Совета Федерации Федерального Собрания РФ//Ведомости ФС РФ. 1996, № 6. Ст. 163: Сб.: Проблемы парламентского права России/Под редакцией Л. Иванова. М., 1996; - .

Парамонов А.Р.. Полуян Л.Я.

ПАРТИЗАНЫ

ПАРТИЗАНЫ - лица. добровольно взявшиеся за оружие, ведущие боевые действия на территории, занятой Противником, и не входящие в состав регулярных вооруженных сил.

Правовое положение П. регулируется нормами международного права о комбатантах. П. признаются комба-тантами, если они удовлетворяют следующим условиям: имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, должным образом организованы, имеют отличительный знак, открыто носят оружие, соблюдают нормы международного права, применяемые в период вооруженных конфликтов (так называемые законы и обычаи войны).

Согласно приложению к IV Гаагской конвенции 1907 г. и Женевской конвенции 1949 г. "Об обращении с военнопленными", население неоккупированной территории, которое добровольно возьмется за оружие для борьбы против вторгающихся войск неприятеля, признается в качестве воюющего и пользуется правами комбатантов. Воюющие, к которым относятся и П.. "остаются под охраной и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихся между образованными народами обычаев, законов человечности и требований общественного сознания"... ., :. ..

Женевская конвенция 1949 г. об обращении с военнопленными распространяет действие законов и обычаев войны на личный состав ополчения в добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на ее собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована;

-Ст. 43 Дополнительного протокола I 1977г. кЖеневским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. уточняет положение об открытом ношении оружия. Комбатанты, чтобы отличаться от гражданского населения, должны открыто носить свое оружие: а) во время каждого военного столкновения; б) в то время, когда они находятся на виду у противника в ходе развертывания в боевые порядки, предшествующего началу нападения.

ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА

ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА - институт, который характеризует политическую организацию общества и сам характеризуется отношениями между политическими партиями и государством, между партиями и другими элементами политической системы. Примерно в двух десятках стран (Бутан, Оман, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и др.) политические партии отсутствуют по причине их официального запрета. В остальных государствах существуют однопартийные или многопартийные системы (см. Многопартийность). В науке конституционного права различаются системы с одной доминирующей партией, "полу-торапартийные" (Япония, Мексика, Швеция), с двумя ведущими партиями. "двухпартийные" (США, Великобритания), с двумя ведущими партиями, из которых одна вынуждена постоянно опираться на союз с более мелкой партией (партиями), "21/.,-пapтийныe" (ФРГ), собственно многопартийные (Франция, РФ). Особая разновидность - система фиксированного законом числа партий (существовала в Бразилии в 1966- 1979 гг., в Сенегале в 1976-1990 гг., ныне существует в Нигерии и Индонезии). Однопартийные системы характерны для стран с тоталитарными и авторитарными режимами. При этом достаточно часто "руководящая роль" единственной партии получает конституционное закрепление. Ныне однопартийные системы существуют в КНДР, Вьетнаме, Лаосе, на Кубе. В КНР существует псевдо-многопартийная система: наряду с безраздельно правящей коммунистической партией наличествуют еще несколько карликовых "партий", безоговорочно поддерживающих первую.

ПАРТИЙНЫЙ ЦЕНЗ

ПАРТИЙНЫЙ ЦЕНЗ - в ряде государств с однопартийными режимами требование, согласно которому для обладания пассивным избирательным правом необходимо принадлежать к правящей политической партии. Иного рода П.ц. существуют в настоящее время в ряде стран с многопартийной системой (Мексика, Перу. Таиланд) или системой фиксированного числа партий (Индонезия). Здесь только политические партии имеют право выдвигать кандидатов на выборах в парламент, что на деле лишает пассивного избирательного права беспартийных.

ПАРТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРТНЕРСТВО

ПАРТНЕРСТВО - см. Некоммерческое партнерство..... :

ПАСПОРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - право гражданина быть избранным депутатом представительного органа либо на выборную государственную должность либо должность в системе местного самоуправления. Понятие П.и.п. связано с конечным результатом - избрание происходит голосами других лиц, т.е. избирателей. В РФ депутатом представительного органа местного самоуправления можно стать с 18 лет, главой муниципального образования - с 21 года, депутатом законодательного органа власти субъекта РФ - с 21 года, главой исполнительной власти субъекта РФ (президентом, губернатором. главой администрации) - с 30 лет. Для избрания депутатом ГД возраст установлен Конституцией РФ - 21 год. Президентом РФ - 35 лет. В прежней Конституции содержалась для избрания Президента РФ верхняя возрастная планка - 65 лет. В Конституцию РФ она не включена. Сроки обязательного проживания на территории, устанавливаемые субъектами РФ, не могут превышать 1 года. Однако некоторые субъекты завысили сроки проживания для избрания глав исполнительной власти. а некоторые - и для депутатов. Для избрания депутатом ГД не требуется, чтобы кандидат проживал на территории избирательного округа или того субъекта. в который он входит. Для избрания Президентом РФ необходимо постоянно проживать в РФ не менее Юлет. Не имеют права избирать и быть избранными в РФ: граждане, признанные судом недееспособными: граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. ^Авакьян С.А.

ПАТЕНТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАТЕНТНАЯ ЧИСТОТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАТЕНТНОЕ ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАТЕНТНЫЙ ПОВЕРЕННЫЙ

ПАТЕНТНЫЙ ПОВЕРЕННЫЙ - субъект патентных правоотношений, которому предоставлено право на представительство физических и юридических лиц перед патентным ведомством государства - страны патентования. Фигура П.п. появилась в связи с тем, что современные патентные законы содержат прямой запрет для иностранных граждан и организаций на непосредственное ведение дел в патентном ведомстве. Исключение составляют страны СНГ, граждане которых могут вести патентные дела в патентном ведомстве РФ непосредственно, при условии владения русским языком.

В большинстве стран П.п. может осуществлять свою профессиональную деятельность только самостоятельно в качестве предпринимателя. Законодательство РФ допускает его работу по найму. Полномочия П.п. на ведение дела подтверждаются доверенностью. В РФ она выдается доверителем в простой письменной форме и не требует нотариального удостоверения.

Физические лица, проживающие за пределами РФ, и иностранные юридические лица должны оформлять доверенность в порядке, предусмотренном законодательством страны, где она составляется. с легализацией в консульском учреждении РФ (кроме случаев, когда легализация доверенности не требуется в силу международных договоров РФ или на основе принципа взаимности).

Информация, которую П.п. получает от доверителя в связи с выполнением его поручения, признается конфиденциальной. если иное специально не указано доверителем или явно не следует из его действий.

По законодательству большинства стран П.п. обязан страховать свою деятельность от риска причинения ущерба клиенту. В законодательстве РФ такое требование к П.п. отсутствует. П.п. не вправе принять поручение в случаях, если он по делу. являющемуся предметом поручения, представлял или консультировал лиц. интересы которых явно противоречат интересам обратившегося с просьбой о ведении дела. или принимал иное участие в его рассмотрении, а также в случае рассмотрения дела должностным лицом, с которым П.п. состоит в родственных отношениях.

Аттестация и регистрация П.п. осуществляется патентным ведомством. Для граждан РФ представителем перед патентным ведомством и судом может быть любое дееспособное лицо, не имеющее статуса П.п. В этом случае исходят из общих положений гл. 49 ГК РФ о договоре поручения.

Лит.: Положение о патентных поверенных (утв. постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1993г.№ 122); Патентное законодательство зарубежных стран. Т 1, 2/Под редакцией А. Куликова. М.. 1987.

Павлов В.П.

ПАТЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАТРОНАЖ

ПАТРОНАЖ (англ. patronage) одна из форм попечительства, устанавливаемого органом опеки и попечительства над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права, а также исполнять свои обязанности. Попечительство в форме П. предусмотрено гражданским законодательством РФ впервые в ГК РФ (ст. 41). Особенность его как самостоятельного правового института состоит в том,что П.устанавливается по просьбе самого гражданина; попечитель (помощник) совершеннолетнего дееспособного гражданина подбирается органом опеки и попечительства и должен соответствовать требованиям закона, предъявляемым к попечителю; причем он может быть назначен только с согласия подопечного гражданина. Более того, П. прекращается по его требованию. Именно наличием полной дееспособности объясняется активная роль подопечного при оформлении отношений П. с попечителем. Так, распоряжение имуществом, принадлежащим совершеннолетнему дееспособному подопечному. попечитель (помощник) осуществляет на основании договора доверительного управления или поручения, заключенного с самим подопечным и в рамках, им обусловленных. Совершение бытовых и иных сделок, направленных на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного, осуществляется его попечителем (помощником) с согласия подопечного. Подчеркивает специфику П. и сам термин, употребляемый законодателем в ГК РФ для наименования попечителя при отношениях П., - помощник. Органы опеки и попечительства по месту жительства подопечного должны осуществлять надзор за деятельностью попечителя (помощника). При П. действуют и другие гарантии соблюдения прав и законных интересов гражданина, установленные законодательством в рамках института попечительства.

Ермаков В.Д.

ПАУНД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАУШАЛЬНЫЙ ПЛАТЕЖ

ПАУШАЛЬНЫЙ ПЛАТЕЖ - единовременное вознаграждение за право пользоваться предметом лицензионного соглашения до получения экономического эффекта (прибыли) от его использования. П.п. представляет собой по существу фактическую цену лицензии.

ПЕКУЛИЙ

ПЕКУЛИЙ (лат. peculium -собственность, имущество от pecus - скот) в Древнем Риме имущество, выделенное в пользование членам "фамилии" (сыновьям, рабам) ее главой. В П, могли входить мастерские, лавки,земельные участки с инвентарем, рабы. Первоначально П. получали главным образом городские рабы-ремесленники; рабы, составлявшие администрацию виллы рабовладельца или занимавшиеся торговыми делами своих хозяев; иногда пастухи. Со II в. до н.э. стали получать П. также и рабы-земледельцы. Рабы были обязаны вносить часть получаемого с П. дохода господам. Наделение рабов П. обусловливало их расслоение и сближение части рабов со свободными собственниками и колонами.

ПЕНОЛОГИЯ

ПЕНОЛОГИЯ - учение об исполнении наказания, частная дисциплина криминологии; на научно-эмпирической основе разрабатывает оптимальные санкции наказания; целью является ре-социализация преступника. Наказания представляют собой не воздаяние за содеянное, а педагогическое воздействие на правонарушителя и при необходимости его лечение. Все большую значимость приобретают замена лишения свободы денежным штрафом, условное осуждение, "открытый" режим, предоставление отпуска и специальные терапевтические программы. Если охрана существенных правовых благ может быть достигнута отделением преступника от общества, целесообразны долгосрочные наказания в виде лишения свободы.

ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕНСИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕНСИЯ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕНСИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПЕНСИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ - денежная выплата вкладчику Негосударственного пенсионного фонда (НПФ), осуществляемая фондом в соответствии с выбранными вкладчиком пенсионными схемами при наступлении обстоятельств и с соблюдением условий, определенных в договоре, заключаемом НПФ и вкладчиком, из сумм пенсионных накоплений, формируемых за счет его пенсионных взносов. Вкладчиком фонда может являться юридическое или дееспособное физическое лицо, осуществляющее взносы. Участник фонда - физическое лицо, в пользу которого в соответствии с Договором о негосударственном пенсионном обеспечении осуществляются пенсионные взносы и производятся регулярные денежные выплаты (П.н.). Участник может выступать вкладчиком в свою пользу.

НПФ, как правило, предлагают разные варианты схем: а) пенсионная схема с установленными размерами пенсионных взносов (размер пенсионных взносов и порядок их поступления, а также размеры и период выплаты негосударственной пенсии определяются после приобретения участником права на выплату ему негосударственной пенсии исходя из пенсионных накоплений:б)пенсионная схема с установленными размерами пенсионных выплат (участникам фонда гарантируются определенные размеры или не ниже определенных размеров пенсионные выплаты при условии поступления в установленном размере и порядке пенсионных взносов от вкладчиков фонда). '

После заключения договора о него-государственном пенсионном обеспечении участнику фонда выдается пенсионное свидетельство (сертификат, полис), т.е. документ, подтверждающий возникновение у него права на негосударственную (дополнительную) пенсию на условиях заключенного договора.

Основания для негосударственного (дополнительного) пенсионного обеспечения граждан: наличие необходимого страхового либо трудового стажа: достижение установленного пенсионного возраста; наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи кормильца - участника фонда - его смерть. Основанием для негосударственного обеспечения может являться длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.

Вкладчик имеет право увеличить либо уменьшить размеры взносов, а также приостановить или прекратить их уплату. В таком случае фонд имеет право перерассчитать размеры пенсий в соответствии с реальной величиной и сроками поступления взносов. Фонд несет ответственность по взятым в договоре обязательствам всем своим имуществом, на которое по законодательству может быть обращено взыскание. Главное отличие НПФ от банка состоит в том, что участник фонда избавлен от необходимости переводить на банковский счет достаточно крупную сумму и ждать прироста заранее оговоренных процентов. НПФ принимает и небольшие взносы, начисляя на персональный счет участника оговоренные проценты дохода.

Щербаков И.И.

ПЕНСИЯ ПО ИНВАЛИДНОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕНСИЯ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕНСИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

ПЕНСИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - см. Социальная пенсия.

ПЕНЯ

1) по ГК РФ - синоним термина "неустойка"', 2) в теории и учебной литературе - разновидность неустойки, взимаемой периодически за длящееся правонарушение: выражается в процентах от суммы нарушенного обязательства, реже - в твердой сумме.

ПЕРЕВОД ДОЛГА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРЕВОД ЧЕРЕЗ ПРЕДПРИЯТИЯ СВЯЗИ

ПЕРЕВОД ЧЕРЕЗ ПРЕДПРИЯТИЯ СВЯЗИ - разновидность денежного перевода, одна из форм безналичных расчетов, сущность которой состоит в принятии на себя за вознаграждение одной стороной (предприятием связи - телеграфом или почтовым отделением) по просьбе и за счет другой стороны (перевододателя)обязательства обеспечить выплату определенной суммы денежных средств (суммы П.) через третье лицо (исполняющее предприятие связи) в пользу определенного лица (переводополучателя).

П.ч.п.с. различаются по способам их выполнения на почтовые и телеграфные.

Для оформления почтового П.ч.п.с. перевододатель заполняет особый бланк, совмещающий в себе три документа, впоследствии отделяемые друг от друга. Первый документ служит извещением для исполняющего предприятия связи. В нем указывается сумма перевода, реквизиты перевододателя и переводополучателя. Второй документ служит извещением для переводополучателя и вручается ему представителем исполняющего предприятия связи (почтальоном). В нем указывается, что на его имя поступил перевод определенной суммы. На оборотной стороне перевододатель имеет право поместить любое письменное сообщение для перевододателя: обычно в нем указывается основание перевода. Наконец, третий документ служит отчетом для исполняющего предприятия связи и заполняется переводополучателем при получении перевода. Для оформления телеграфного П.ч.п.с. перевододатель заполняет текст специального бланка, в котором указывает наименование и реквизиты переводополучателя, а также сумму перевода. Отправление такой телеграммы производится только при условии внесения в кассу телеграфа указанной в ней суммы перевода.

Белое В.А.

ПЕРЕВОДНЫЙ ВЕКСЕЛЬ

ПЕРЕВОДНЫЙ ВЕКСЕЛЬ (тратта) см. Вексель, Вексель переводный.

ПЕРЕВОДЧИК СУДЕБНЫЙ

ПЕРЕВОДЧИК СУДЕБНЫЙ - см. Судебный переводчик.

ПЕРЕВОЗЧИК

ПЕРЕВОЗЧИК - в таможенном праве лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства. В этом смысле необходимо отличать П. вообще от таможенного перевозчика.

ПЕРЕГОВОРЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ

ПЕРЕГОВОРЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ - одна из наиболее эффективных форм делового общения субъектов-меж-ду народного права для обмена мнениями по вопросам, представляющим взаимный интерес. Ведение П.м. обычно осуществляется органами или лицами, наделенными соответствующими нормативными актами субъекта международного права - его конституцией, специальными законами, учредительными актами - особыми полномочиями. Так. согласно п. "б" ст. 86 Конституции РФ ведение переговоров по внешнеполитическим вопросам является прерогативой Президента; ФЗ РФ от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" предусмотрено право на ведение переговоров Председателя Правительства РФ, министра иностранных дел, других министров и руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, а также глав дипломатических представительств и представительств РФ при между народных организациях. П.м.могут происходить в двустороннем порядке либо в процессе многосторонних контактов - на дипломатических конференциях, конгрессах. совещаниях и др. Важнейший элемент правовой базы. на которой должны вестись П.м. любого уровня, - принцип суверенного равенства государств. неприменения силы или угрозы ее применения, мирного разрешения международных споров. В этой связи в п. 1-Ь ст. 33 Устава ООН переговоры упоминаются на первом месте в ряду других процедурных форм. призванных разрешать межгосударственные споры. которые могли бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

Волосов М.Е.

Предыдущая страница Следующая страница