Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Российское избирательное право: словарь-справочник
Статьи на букву "А"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на букву "А"

Агитационные материалы

Агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной кампании, при проведении референдума. Материалы признаются агитационными, если они распространяются с целью побудить избирателей к участию в выборах и к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них. Агитационными также являются материалы, распространяемые с целью побудить участников референдума проводить референдум и голосовать на нем в поддержку (или против поддержки) вынесенного на референдум вопроса.

Порядок распространения агитационных материалов определен в главе VII Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Агитационные материалы в зависимости от технического способа их изготовления и материального носителя информации могут быть печатными, аудиовизуальными, рукописными, машинописными, стендовыми и др.

Агитация по вопросам референдума

Агитация по вопросам референдума - деятельность граждан Российской Федерации, инициативной группы референдума, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума проводить референдум или отказаться от его проведения, голосовать или отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос.

Общие правила агитации при проведении референдума содержатся в главе VII Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Агитация предвыборная

Агитация предвыборная - деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них.

Предвыборная агитация является разновидностью политической агитации.

Правовое регулирование предвыборной агитации осуществляется федеральными и региональными избирательными законами. Общие правила предвыборной агитации содержатся в главе VII Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата, списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до голосования. В день голосования и в предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается.

Действия граждан и политических общественных объединений, подпадающие под юридические признаки предвыборной агитации и совершаемые со дня официального опубликования решения о назначении выборов до регистрации кандидатов, списков кандидатов, являются неправомерными и могут явиться основанием для отказа в регистрации соответствующего кандидата или списка кандидатов.

Предвыборная агитация может проводиться:

1) через средства массовой информации;

2) путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);

3) путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

4) в иных не запрещенных законом формах.

Действующее законодательство запрещает проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные предвыборные материалы: а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления; б) лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, военнослужащим при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения; в) воинским частям, военным учреждениям и организациям; г) благотворительным организациям и религиозным объединениям, а также учрежденным ими организациям; д) избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса.

Зарегистрированные кандидаты, замещающие государственные должности категории "А" или выборные муниципальные должности, вправе вести предвыборную агитацию только в свободное от исполнения служебных обязанностей время. К свободному от исполнения должностных обязанностей времени относится время отдыха, в том числе отпуск, выходные и праздничные дни, иные дни отдыха. Указанные зарегистрированные кандидаты не вправе проводить предвыборную агитацию во время пребывания в служебных командировках.

Проводить предвыборную агитацию через средства массовой информации (на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях) могут не все участники избирательного процесса, а только зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения (блоки), зарегистрировавшие списки кандидатов.

При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации.

Предвыборная агитация может финансироваться только из избирательного фонда зарегистрированного кандидата, избирательного объединения (блока), зарегистрировавшего список кандидатов.

Административная ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме

Статья большая, находится на отдельной странице.

Административно-территориальная единица

См. Административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации.

Административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации

Административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации - территориальная организация субъекта Российской Федерации, представляющая собой систему входящих в его состав административно-территориальных единиц. В соответствии с законодательством административно-территориальной единицей признается часть территории субъекта Российской Федерации в фиксированных границах с одним или несколькими поселениями, имеющая название, орган местного самоуправления, установленный законом соответствующий статус. Поселения могут быть городскими (города и поселки городского типа) и сельскими (село, деревня, станица, хутор, аул, сельский поселок и др.).

Общие принципы административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации определяются федеральным законом. Детальная правовая регламентация административно-территориального устройства регионов осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Адрес места жительства

Адрес места жительства - См. Место жительства.

Аккредитация

Аккредитация - См. Наблюдатель иностранный (международный наблюдатель).

Активное избирательное право

Активное избирательное право - конституционное право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Активным избирательным правом наделяются граждане, достигшие возраста 18 лет.

Гражданин Российской Федерации может избирать независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Не имеют права избирать граждане, признанные судом недееспособными, или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Анонимные жертвователи

Анонимные жертвователи - физические и юридические лица, перечислившие средства в избирательные фонды без указания установленных законом сведений о себе.

Граждане признаются анонимными жертвователями без указания любого из следующих сведений: фамилии, имени, отчества, адреса места жительства и даты рождения. Юридические лица признаются анонимными жертвователями без указания любого из следующих сведений: идентификационного номера налогоплательщика, названия, даты регистрации, банковских реквизитов, отметки об отсутствии государственной или муниципальной доли в уставном (складочном) капитале либо о наличии такой доли с указанием ее размера, об отсутствии иностранного участия в уставном (складочном) капитале либо о наличии такого участия с указанием доли этого участия.

Анонимным жертвователям запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков (см. п. 4 ст. 47 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

В соответствии с п. 5 ст. 65 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" анонимные пожертвования не позднее чем через десять дней со дня поступления на специальный избирательный счет должны перечисляться кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком в доход федерального бюджета.

Аудиовизуальные агитационные материалы

Аудиовизуальные агитационные материалы - вид агитационных материалов, которые представляют собой произведения, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой кадров (как правило, с сопровождающим их звуком), предназначенных для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических средств. К аудиовизуальным относятся кинематографические произведения, а также все другие произведения, выраженные аналогичными средствами (теле- и видеофильмы, диафильмы, слайдфильмы и тому подобные произведения).

Аудиовизуальные материалы признаются агитационными, если они содержат признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначены для массового распространения и обнародования в ходе избирательной кампании, при проведении референдума.

Следующая страница