Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Российское избирательное право: словарь-справочник
Статьи на букву "Р"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р"

Равного избирательного права принцип (принцип равного избирательного права, права на участие в референдуме)

Равного избирательного права принцип (принцип равного избирательного права, права на участие в референдуме) - конституционный принцип, гарантирующий гражданам Российской Федерации на равных основаниях с другими гражданами участвовать в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления, участвовать в референдумах по решению государственных вопросов и вопросов местного значения. См. Принципы избирательного права.

Каждый гражданин, участвующий в выборах, референдуме, наравне с другими обладает только одним голосом и в равной степени с другими оказывает влияние на результаты голосования. Его волеизъявление имеет такое же значение как волеизъявление других граждан, участвующих в выборах, референдуме. Каждый гражданин обладает такими же правами, что и иные граждане, участвовать во всех избирательных действиях, действиях по подготовке и проведению референдума.

Законодательством предусмотрены специальные гарантии, обеспечивающие равенство граждан при проведении выборов и референдума. Гражданин, обладающий активным избирательным правом, может быть включен в списки избирателей только по одному избирательному участку и участвовать в голосовании, проводимым по соответствующим выборам или референдуме, только один раз. Для выборов создаются однотипные избирательные округа, в которых устанавливаются общие нормы представительства. Эти округа равны по количеству проживающих в них избирателей и по количеству распределяемых в них мандатов. Каждому избирателю, участнику референдума выдается равное количество бюллетеней, установленных для соответствующих видов голосования. Законодательно установлены гарантии участия в выборах и референдуме граждан, по каким-либо причинам не имеющим возможности участвовать в голосовании в день проведения выборов и референдума на своем избирательном участке. См. Досрочное голосование, Удостоверение открепительное для голосования, Голосование вне помещения для голосования.

Расформирование избирательной комиссии (комиссии референдума)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Региональные организации телерадиовещания

Региональные организации телерадиовещания - организации телерадиовещания, зона уверенного приема передач которых находится в пределах менее чем половины субъектов Российской Федерации.

Законодателем различаются государственные и негосударственные региональные организации телерадиовещания (см., например, ст. 47 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации".

К государственным относятся организации телерадиовещания, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, организации, учреждения и (или) которые финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации телерадиовещания за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации. К региональным государственным организациям телерадиовещания также относятся соответствующие подразделения общероссийских государственных организаций телерадиовещания (например, региональные телерадиокомпании в структуре ВГТРК).

В группу негосударственных региональных организаций телерадиовещания включаются организации телерадиовещания, среди учредителей (соучредителей) которых нет государственных и муниципальных органов, организаций и учреждений и (или) которые не финансировались на 15 и более процентов за счет средств, выделенных органами государственной власти.

Региональные государственные организации телерадиовещания обязаны на соответствующих выборах обеспечить в соответствии с законодательством равные условия проведения предвыборной агитации и представления избирателям предвыборных программ зарегистрированных кандидатов.

Региональные негосударственные организации телерадиовещания вправе предоставить зарегистрированным кандидатам эфирное время за плату. В случае предоставления эфирного времени размер и условия их оплаты должны быть едины для всех зарегистрированных кандидатов, которым предоставлено эфирное время.

См. Общероссийские организации телерадиовещания, Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, Электронные средства массовой информации.

Регистрация кандидата, списка кандидатов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Регистрация (учет) избирателей, участников референдума

Регистрация (учет) избирателей, участников референдума - предусмотренный федеральными законами учет граждан, обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.

Регистрация (учет) может производиться с использованием государственная автоматизированная информационная системы.

Регистрации (учету) подлежат все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, как проживающие в Российской Федерации, так и находящиеся за пределами территории России. См. Основание для регистрации (учета) избирателей, участников референдума.

Регистрация (учет) избирателей, участников референдума производится по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Регистрацию (учет) избирателей, участников референдума осуществляет глава муниципального образования либо в случае, если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - иное лицо, уполномоченное на то органом местного самоуправления, командиром воинской части, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации.

Каждый избиратель, участник референдума имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию.

Сведения регистрации (учета) являются основой для составления списков избирателей, участников референдума. См. Список избирателей, участников референдума.

Регламент Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

Регламент Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - нормативный правовой акт, определяющий порядок и правила работы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и принимаемый данной Комиссией в соответствии с федеральным законодательством о выборах и референдумах.

Действующий в настоящее время Регламент был утвержден постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 июня 1998 г. N150/1046-II и действует с учетом изменений и дополнений, внесенных в Регламент постановлением Комиссии от 14 апреля 1999 г. N3/ 10-III и от 21 мая 1999 г. N5/28-III.

Регламент Центральной избирательной комиссии насчитывает 61 статью, объединенных в 9 глав:

1. Общие положения;

2. Председатель, Заместитель Председателя и Секретарь Комиссии;

3. Члены Комиссии;

4. Порядок проведения заседаний Комиссии;

5. Порядок голосования на заседаниях Комиссии;

6. Порядок принятия решений Комиссии;

7. Обеспечение деятельности комиссии;

8. Осуществление Комиссией контроля за соблюдением избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

9. Порядок работы Комиссии по реализации основных положений федеральных законов о выборах и референдуме.

Аналогичные регламенты принимаются избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, а также иными нижестоящими избирательными комиссиями.

Редакция общероссийского периодического печатного издания

Редакция общероссийского периодического печатного издания - редакция периодического печатного издания, распространяемого на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации.

Законодателем различаются государственные и негосударственные редакции общероссийских периодических печатных. (См., например, ст. 47 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации".

К государственным относятся редакции, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, организации, учреждения и (или) которые финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей редакции за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В группу редакций общероссийских негосударственных периодических печатных изданий включаются редакции, среди учредителей (соучредителей) которых нет государственных и муниципальных органов, организаций и учреждений и (или) которые не финансировались на 15 и более процентов за счет средств, выделенных органами государственной власти.

Редакции общероссийских государственных периодических печатных изданий обязаны на соответствующих выборах обеспечить в соответствии с законодательством равные условия проведения предвыборной агитации и представления избирателям предвыборных программ зарегистрированных кандидатов. При этом необходимо учитывать, что редакции официальных периодических печатных изданий не вправе публиковать предвыборные агитационные материалы, а также редакционные материалы, освещающие деятельность кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп избирателей, выдвинувших кандидатов. См. Официальное периодическое печатное издание.

Редакции общероссийских негосударственных периодических печатных изданий вправе предоставить зарегистрированным кандидатам печатную площадь за плату. В случае предоставления печатной площади размер и условия ее оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, которым предоставлена печатная площадь.

См. Редакция средства массовой информации, Периодическое печатное издание.

Редакция регионального периодического печатного издания

Редакция регионального периодического печатного издания - редакция периодического печатного издания, распространяемого на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации.

Различаются государственные и негосударственные редакции региональных периодических печатных изданий.

К государственным относятся редакции, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, организации, учреждения и (или) которые финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей редакции за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В группу редакций региональных негосударственных периодических печатных изданий включаются редакции, среди учредителей (соучредителей) которых нет государственных и муниципальных органов, организаций и учреждений и (или) которые не финансировались на 15 и более процентов за счет средств, выделенных органами государственной власти.

Редакции региональных государственных периодических печатных изданий обязаны на соответствующих выборах обеспечить в соответствии с законодательством равные условия проведения предвыборной агитации и представления избирателям предвыборных программ зарегистрированных кандидатов.

Редакции региональных негосударственных периодических печатных изданий вправе предоставить зарегистрированным кандидатам печатную площадь за плату. В случае предоставления печатной площади размер и условия ее оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, которым предоставлена печатная площадь.

См. Редакция средства массовой информации, Редакция общероссийского периодического печатного издания, Периодическое печатное издание.

Редакция средства массовой информации

Редакция средства массовой информации - организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации.

Основным законодательным актом, регламентирующим статус редакции средства массовой информации, является Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации" (с последующими изменениями и дополнениями).

В соответствии с законодательством редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности. Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме.

Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации законодательством.

В соответствии с ч. 3 ст. 19 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" в течение двух лет со дня первого выхода в свет (в эфир) продукции средства массовой информации редакция освобождается от налоговых платежей. В случае, если учредитель прекратил деятельность средства массовой информации до истечения указанного срока, платежи взыскиваются в полном объеме за весь срок.

Редакция средства массовой информации должна иметь устав, который принимается на общем собрании коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем. В уставе редакции определяются: 1) взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора; 2) полномочия коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции; 3) порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией; 4) основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации; 5) передача и (или) сохранение права на название, иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава учредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы; 6) порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные положения, предусмотренные законодательством.

Если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем могут определяться заменяющим устав договором между учредителем и редакцией (главным редактором).

Результаты выборов

Результаты выборов - общие итоги выборов, референдума, устанавливаемые соответствующей избирательной комиссией, комиссией референдума на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из непосредственно нижестоящих комиссий.

На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, путем суммирования содержащихся в них данных результаты выборов, референдума определяет избирательная комиссия, комиссия референдума, наделенная этим правом федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Результаты выборов, референдума устанавливаются членами соответствующей комиссии с правом решающего голоса лично. О результатах выборов, референдума составляются в трех экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены комиссии с правом решающего голоса.

При установлении результатов выборов соответствующая избирательная комиссия признает выборы не состоявшимися в случаях, установленных законом. См. Несостоявшиеся выборы. Референдум признается соответствующей комиссией референдума не состоявшимся в случае, если в нем приняло участие менее половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума на территории проведения референдума. См. Несостоявшийся референдум.

В установленных законами случаях соответствующая избирательная комиссия, комиссия референдума признает результаты выборов, референдума недействительными. См. Недействительные выборы, Недействительные результаты референдума.

Реклама политическая

Реклама политическая - См. Политическая реклама.

Религиозные объединения

Религиозные объединения - добровольные объединения совершеннолетних верующих граждан одной конфессии, создаваемые в целях совместного удовлетворения религиозных потребностей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных организаций и религиозных групп.

Правовой статус религиозных объединений регламентируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях".

В соответствии с п. 4 ст. 47 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" религиозным объединениям запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов (зарегистрированных кандидатов) в депутаты и на выборные должности.

См. Избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, Фонд для участия в референдуме.

Референдум

Референдум - форма непосредственного народовластия, осуществляемая непосредственно гражданами путем их волеизъявления в форме всеобщего голосования по наиболее важным вопросам государственного (референдум Российской Федерации), регионального (республиканский, краевой, областной, окружной референдумы) либо местного значения (местный референдум) .

См. Референдум Российской Федерации, Референдум субъекта Российской Федерации, Местный референдум, Вопросы референдума.

Референдум местный

Референдум местный - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.

См. Вопросы референдума, Назначение референдума.

Референдум несостоявшийся

Референдум несостоявшийся - См. Несостоявшийся референдум.

Референдум Российской Федерации

Референдум Российской Федерации - голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного значения, проводимое в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации", Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

См. Вопросы референдума, Назначение референдума.

Референдум субъекта Российской Федерации

Референдум субъекта Российской Федерации - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, по важным вопросам государственного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации.

См. Вопросы референдума, Назначение референдума.

Референдума вопросы

Референдума вопросы - См. Вопросы референдума.

Решение избирательной комиссии, комиссии референдума

Решение избирательной комиссии, комиссии референдума - правовой акт, принимаемый избирательной комиссией, комиссией референдума по вопросам, входящим в их компетенцию.

Решения принимаются членами избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса на заседаниях. Заседания избирательных комиссий, комиссий референдума признаются правомочными, если в них участвует большинство от установленного числа их членов, а Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации - не менее двух третей членов с правом решающего голоса.

Избирательная комиссия, комиссия референдума по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей комиссии обязана проводить голосования по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.

Решения избирательной комиссии, комиссии референдума об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов и референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения нижестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума и принятия вместо нее по существу принимаются большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательной комиссии, комиссии референдума по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.

В случае равного числа голосов "за" и "против" при принятии решений избирательной комиссией, комиссией референдума голос председателя комиссии является решающим. Решения избирательной комиссии, комиссии референдума подписываются председателем и секретарем комиссии.

Члены избирательной комиссии, комиссии референдума, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение. Оно подлежит обязательному рассмотрению этой комиссией, должно быть отражено в протоколе заседания комиссии, приложено к нему и доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей (соответственно уровню выборов, референдума) комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а в день голосования и в день, следующий за днем голосования, - незамедлительно.

В соответствии с положениями ст. 21 и 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии, комиссии референдума, противоречащее федеральным конституционным законам, федеральным законам или законам субъектов Российской Федерации либо принятое с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей комиссией (соответственно уровню проводимых выборов, референдума) или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия, комиссия референдума вправе принять решение по существу вопроса.

Решение референдума

Решение референдума - решение, принятое народным голосованием по вопросам, вынесенным на референдум.

Вследствие того, что референдум является формой высшего непосредственного выражения власти народа, принимаемые на референдуме решения обладают особой юридической силой: они являются общеобязательными, не требуют дополнительного утверждения и могут быть отменены либо изменены посредством принятия решения на новом референдуме.

Решение, принятое на референдуме Российской Федерации, действует на всей территории Российского государства. Решения референдумов субъектов Российской Федерации действуют на территории соответствующих субъектов Федерации. Решения, принимаемые местными референдумами, действуют на территориях соответствующих муниципальных образований.

Отмеченные особенности юридической силы принимаемых на референдумах решений не дают оснований для их исключения из системы правовых актов, для признания этих решений особой наивысшей формой права, стоящей над нормативно-правовой системой. Юридическая сила решений, принимаемых на референдумах, их иерархическое положение в системе правовых актов связано не с природой референдума, а зависит прежде всего от правовой формы, которую приобретает народное решение. См. Нормативный правовой акт.

Решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, регистрируется в органах государственной власти или органах местного самоуправления. Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание дополнительного нормативного правового акта, орган государственной власти, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного нормативного правового акта.

Решение референдума может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на референдуме, но не ранее двух лет после его принятия либо признано недействительным в судебном порядке. Основаниями для отмены судом решения, принятого на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, являются: а) нарушение установленного Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования порядка проведения референдума, повлекшее невозможность с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума; б) несоответствие закона, на основании которого проводился референдум субъекта Российской Федерации, несоответствие устава муниципального образования, на основании которого проводился местный референдум, Конституции Российской Федерации, а также федеральному конституционному закону, федеральному закону, а при проведении местного референдума - также конституции (уставу) и закону субъекта Российской Федерации, действовавшим на момент проведения данного референдума, повлекшие невозможность с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума; в) противоречие решения, принятого на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, а для местного референдума - также и закону субъекта Российской Федерации.

В случае, если после проведения референдума субъекта Российской Федерации по вопросу, находящемуся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, издан федеральный закон по данному вопросу, решение, принятое на референдуме и не соответствующее данному федеральному закону, не применяется.

Предыдущая страница Следующая страница