Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Российское избирательное право: словарь-справочник
Статьи на букву "П"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П"

Паспорт гражданина Российской Федерации

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пассивное избирательное право

Пассивное избирательное право - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Для приобретения пассивного избирательного права необходимо наличие у лица гражданства Российской Федерации и достижение им определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет - на выборах главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и 21 год - на выборах в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории Российской Федерации, могут устанавливаться только Конституцией Российской Федерации.

См. Избирательное право субъективное, Ценз избирательный.

Периодическое печатное издание

Периодическое печатное издание - газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.См. Массовая информация, Редакция средства массовой информации, Средство массовой информации. Периодические печатные издания с государственным (муниципальным) участием периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения и (или) которые финансируются не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей редакции за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Редакции указанных периодических печатных изданий обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам равные условия проведения предвыборной агитации путем размещения в этих изданиях агитационных материалов на бесплатной и платной основе. Правовые особенности размещения агитационных материалов в периодических печатных изданиях с государственным (муниципальным) участием зависит от уровня и вида выборов и отражаются в соответствующих избирательных законах. См. Агитация предвыборная, Продукция средства массовой информации, Редакция средства массовой информации, Редакция общероссийского периодического печатного издания, Редакция регионального периодического печатного издания, Средства массовой информации.

Печатные агитационные материалы

Печатные агитационные материалы - растиражированные типографским способом (печатанием или тиснением) в каком-либо количестве идентичных экземпляров произведения письменности и (или) изоискусства, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения и обнародования в ходе избирательной кампании, при проведении референдума.

Наиболее распространенными видами печатных агитационных материалов являются листовки, брошюры, буклеты, плакаты, календари. В соответствии с законом все печатные агитационные материалы должны содержать наименования и адреса организаций (фамилии, имена, отчества и места жительства лиц), изготовивших печатные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей изготовление данных печатных материалов, а также информацию об их тираже и дате их выпуска. Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии до начала их распространения должны представляться в избирательную комиссию, зарегистрировавшую соответствующего кандидата (соответствующий список кандидатов) , в комиссию референдума, зарегистрировавшую инициативную группу по проведению референдума. Вместе с данными материалами в комиссию должны быть представлены также сведения о месте нахождения (адресе места жительства) организации (лиц), изготовивших и заказавших эти материалы. Изготовление и распространение печатных агитационных материалов без согласия в письменной форме соответствующих зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума не допускаются. Распространение печатных агитационных материалов с нарушением указанных требований влечет юридическую ответственность для виновных лиц.

При распространении печатных агитационных материалов должны соблюдаться правила их вывешивания в помещениях и на зданиях. Так, законом запрещается вывешивание данных материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях избирательных комиссий, комиссий референдума, у входа в них и в помещениях для голосования. Печатные агитационные материалы могут вывешиваться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия собственников или владельцев указанных объектов.

Плакат

Плакат - вид агитационных печатных материалов. Представляет собой листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала любого формата, отпечатанное с одной стороны и предназначенное для экспонирования. По знаковой природе плакаты могут быть изобразительными (содержащими рисунок, фотографию, монтаж, коллаж или другое специальное изображение с небольшим пояснительным текстом или без текста) и текстовыми (содержащими только текст). (См.: Словарь издательских терминов. М.: Книга, 1983. С. 91).

Плакаты признаются агитационными печатными материалами, если они содержат признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначены для массового распространения и обнародования в ходе избирательной кампании, при проведении референдума. Плакаты должны иметь соответствующие выходные данные.

См. Агитация предвыборная, Печатные агитационные материалы.

Повторное голосование

Повторное голосование - голосование, проводимое по кандидатурам, набравшим наибольшее количество голосов избирателей в первом туре голосования, но меньшее, чем необходимо в соответствии с законом для избрания.

Организация и проведение повторного голосования при проведении выборов, в том числе расположение в избирательном бюллетене данных о кандидатах, по которым проводится повторное голосование, осуществляются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В случае, если один из кандидатов, по которому в соответствии с итогами ранее проведенного голосования должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру до дня голосования, его место по решению избирательной комиссии, устанавливающей итоги выборов, передается следующему по числу полученных голосов кандидату, ранее участвовавшему в данных выборах.

Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации при проведении повторного голосования может предусматриваться проведение голосования по одной кандидатуре в случае, если после снятия всеми остальными кандидатами своих кандидатур в избирательном бюллетене на день проведения повторного голосования останется только один кандидат. При этом кандидат считается избранным, если он получил не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

В случае выбытия всех кандидатов выборы откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов и выполнения необходимых избирательных действий, но не более чем на шесть месяцев. При этом сроки выполнения избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

Решение о проведении повторного голосования в соответствии со ст. 27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" принимается на заседании избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Со дня назначения избирательной комиссией повторного голосования в соответствии с положениями ст. 35 названного закона зарегистрированные кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус.

При проведении повторного голосования предвыборная агитация возобновляется со дня официального опубликования решения о назначении повторного голосования и прекращается в ноль часов за сутки до дня повторного голосования.

Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться возложение обязанности на кандидата по возмещению полностью или частично произведенных соответствующей избирательной комиссией расходов, связанных с проведением повторных либо дополнительных выборов, если он без вынуждающих к тому обстоятельств не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица.

Повторные выборы

Повторные выборы - выборы, назначаемые и проводимые в случае, если первоначальные выборы по избирательному округу были признаны несостоявшимися, недействительными. См. Несостоявшиеся выборы, Недействительные выборы. Повторные выборы назначаются также в случае, если кандидат, набравший (все кандидаты по многомандатным избирательным округам, набравшие) необходимое для избрания число голосов избирателей, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица.

Повторные выборы назначаются в порядке и сроки, предусмотренные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Повторные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня первоначальных выборов или не позднее чем через шесть месяцев со дня признания выборов недействительными. При повторных выборах сроки избирательных действий по решению соответствующей избирательной комиссии могут быть сокращены на одну треть. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в средствах массовой информации.

Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что повторные выборы не назначаются и не проводятся в случае, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года. В соответствии с указанными законодательными актами повторные выборы могут быть отложены на срок, не превышающий одного года. Это допускается только в случае, если проведенные повторные выборы в установленные сроки были признаны не состоявшимися в результате низкой активности избирателей (в них приняло меньшее число избирателей, чем это предусмотрено соответствующим законом для признания выборов состоявшимися) либо превышения числа голосов, поданных против всех кандидатов, над числом голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее голосов по отношению к другим кандидатам.

В соответствии с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации при проведении повторного голосования по кандидатурам, набравшим наибольшее число голосов избирателей, может не устанавливаться требование об участии определенного числа избирателей в выборах для признания их состоявшимися.

Подкуп избирателей (избирательное правонарушение)

Подкуп избирателей (избирательное правонарушение) - правонарушение, ответственность за которое установлена законами о выборах в форме отказа регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены регистрации кандидата (списка избирателей) или признания выборов недействительными.

Субъектами данного правонарушения являются: кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные объединения; их уполномоченные представители и доверенные лица; иные лица и организации, прямо или косвенно участвующие в предвыборной агитации.

С объективной стороны подкуп избирателей выражается в следующих деяниях: вручение избирателям денежных средств, подарков и иных материальных ценностей (за исключением вознаграждения из избирательного фонда граждан за выполнение определенной организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей избирателей, агитационная работа); вознаграждение избирателей, выполнявших организационную работу в зависимости от итогов голосования, или обещание произвести такое вознаграждение; проведение льготной распродажи товаров, бесплатное распространение любых товаров, за исключением печатных материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставление услуг безвозмездно или на льготных условиях. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, их уполномоченные представители, иные лица и организации не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), а также оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с федеральными законами решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 141 УК РФ воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, соединенные с подкупом, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Подкуп избирателей, участников референдума, осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах

Подкуп избирателей, участников референдума, осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах - административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена федеральными законами.

Административная ответственность физических лиц за данное правонарушение регламентирована в ст. 40-16 КоАП.

В качестве административного правонарушения признаются следующие деяния: вручение кандидатами, зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, инициативными группами по проведению референдума, уполномоченными представителями и доверенными лицами зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума, иными организациями или лицами, прямо или косвенно участвующими в предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, избирателям, участникам референдума денежных средств, подарков, иных материальных ценностей, проведение льготной распродажи товаров; безвозмездное или на льготных условиях оказание избирателям, участникам референдума услуг; вознаграждение избирателей, участников референдума, принимавших участие в избирательной кампании, подготовке и проведении референдума, предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, в зависимости от итогов голосования; осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах.

Указанные деяния совершаются, как правило, умышленно и влекут наложение штрафа районным судом на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда.

Подкуп избирателей, участников референдума, осуществление благотворительной деятельности с нарушением закона, совершенные организациями, влекут ответственность по ст. 8 Федерального закона "Об административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах" в виде штрафа от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда, налагаемого районным судом.

Подкуп с целью воспрепятствования осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (преступление)

Подкуп с целью воспрепятствования осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (преступление) - См. Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме.

Подписной лист

Статья большая, находится на отдельной странице.

Подсчет голосов избирателей, участников референдума

Статья большая, находится на отдельной странице.

Политическая реклама

Политическая реклама - распространяемая участниками избирательного процесса через средства массовой информации и иными способами информация о кандидатах в депутаты или на выборные должности с использованием средств и приемов, отличающих рекламные материалы от других видов и жанров информации (преобладание эмоционального воздействия над смысловым, броскость, лаконизм, повторяемость) с целью формирования общественного мнения как за, так и против тех или иных кандидатов.

См. Агитация предвыборная.

Помещение для голосования

Помещение для голосования - специально оборудованное помещение для голосования в здании, находящимся на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума.

В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей. В помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует стенд, на котором помещаются информационные материалы о всех зарегистрированных кандидатах, избирательных объединениях, избирательных блоках, о вопросах, вынесенных на референдум. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, в том числе из списка кандидатов, неснятой или непогашенной судимости в информационных материалах должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) УК РФ, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) иного закона, на основании которого кандидат был осужден за деяния, признаваемые преступлением действующим УК РФ. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, в том числе из списка кандидатов, гражданства иностранного государства в информационных материалах должно указываться наименование соответствующего иностранного государства. В указанных материалах не должны содержаться агитационные призывы. На стенде комиссия размещает также образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе, наименования избирательных объединений, избирательных блоков, участвующих в данных выборах, либо образцы бюллетеней для голосования на референдуме, в которых должны быть приведены все варианты заполнения бюллетеня по каждому из вопросов, вынесенных на референдум.

В соответствии с требованиями избирательного законодательства помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, кабины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии и наблюдателей. В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления.

Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой соответствующего муниципального образования, а в случае, если уставом муниципального образования должность главы муниципального образования не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то органом местного самоуправления.

Право кандидата снять свою кандидатуру на выборах

Право кандидата снять свою кандидатуру на выборах - предоставленное избирательным законодательством субъективное право кандидата (зарегистрированного кандидата) снять добровольно свою кандидатуру на выборах в любое время, но не позднее чем за три дня до голосования. (См. п. 11 ст. 32 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Трехдневный ограничительный срок реализации кандидатом этого права установлен законодателем исходя из того, что этот срок достаточен для исключения участковыми избирательными комиссиями фамилии кандидата из избирательного бюллетеня.

Принуждение кандидата к снятию его кандидатуры на выборах может рассматриваться при определенных обстоятельствах в качестве уголовно-наказуемого воспрепятствования осуществлению гражданином своих избирательных прав. См. Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме.

Право на участие в референдуме

Право на участие в референдуме - конституционное право граждан Российской Федерации участвовать в референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, в том числе голосовать по проектам законов и нормативных правовых актов, действующим законам и нормативным правовым актам, другим вопросам государственного и местного значения, находящимся соответственно в ведении Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации" правом голосовать на референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных действиях по подготовке референдума обладает гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет.

Гражданин Российской Федерации может участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме.

Предвыборная агитация

Предвыборная агитация - См. Агитация предвыборная.

Предмет избирательного права

Предмет избирательного права - совокупность общественных отношений, регулируемых избирательным правом. Предмет избирательного права является одной из важнейших характеристик данной подотрасли конституционного права.

Общественные отношения, включаемые в предмет избирательного права, опосредуют осуществление и защиту права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также процедуру реализации этого права в процессе организации и проведения выборов и в межвыборный период. (См.: Князев С.Д. Современное российское избирательное право: понятие, принципы, источники. Владивосток, 1999. С. 5-29).

В предмет избирательного права не входят общественные отношения, возникающие в связи с отзывом депутатов и выборных должностных лиц. За рамки избирательного права выходят также и общественные отношения по вопросам организации и проведения референдумов. Правовое регулирование указанных общественных отношений осуществляется в рамках соответствующих институтов конституционного права.

См. Избирательное право.

Пресс-конференция

Пресс-конференция - вид предвыборной агитации, содержанием которой является изложение кандидатом в депутаты или на выборную должность, представителем избирательного объединения, инициативной группы избирателей предвыборной программы кандидата перед представителями средств массовой информации, включая ответы на вопросы журналистов.

См. Агитация предвыборная.

Принципы избирательного права

Принципы избирательного права - основополагающие начала избирательного права. Избирательное право понимается в двух значениях.

В объективном смысле избирательное право - это система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов и должностных лиц государства и местного самоуправления.

В субъективном смысле избирательное право необходимо понимать, как гарантированную государством возможность гражданина участвовать в выборах. См. Активное избирательное право, Пассивное избирательное право.

Избирательное (субъективное) право основывается на принципах всеобщности (см. Всеобщего избирательного права принцип), прямых выборов (см. Прямого избирательного права принцип), равного участия граждан в выборах (см. Равного избирательного права принцип), соблюдения тайны голосования избирателей (см. Тайного голосования принцип).

Проведение предвыборной агитации, агитации при проведении референдума в период запрещения ее проведения или в местах, где ее проведение запрещено федеральным законом

Проведение предвыборной агитации, агитации при проведении референдума в период запрещения ее проведения или в местах, где ее проведение запрещено федеральным законом - административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 40-10 КоАП РСФСР.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата (списка кандидатов) и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. Аналогичным образом агитация при проведении референдума начинается со дня опубликования акта соответствующего органа или должностного лица о назначении референдума и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. В период с ноля часов за сутки до дня голосования и в день голосования агитация запрещена законом.

Проведение предвыборной агитации, агитации при проведении референдума в период, когда ее проведение запрещено федеральным законом, или в местах, где ее проведение запрещено федеральным законом, - влечет в соответствии со ст. 40-10 КоАП РСФСР наложение штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.Дела данной категории рассматриваются районными судами.

См. Агитация по вопросам референдума, Агитация предвыборная.

Проведение предвыборной агитации, агитации при проведении референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом

Проведение предвыборной агитации, агитации при проведении референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом - административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 40-11.

В соответствии с п. 5 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в агитации при проведении выборов и референдума не могут участвовать члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения.

Проведение предвыборной агитации, агитации при проведении референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом, - влечет наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Дела данной категории рассматриваются районными судами.

См. Агитация по вопросам референдума, Агитация предвыборная.

Проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования

Проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования - специальная процедура, проводимая участковой избирательной комиссией (комиссией референдума) и направленная на оперативное установление непротиворечивости и достоверности данных, внесенных в протокол об итогах голосования.

Обязательность проведения такой проверки, имеющей целью обнаружение возможных ошибок при подсчете голосов, предусмотрена п. 24 ст. 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". При проверке используются следующие контрольные соотношения (цифрами, за исключением 0, обозначены строки протокола об итогах голосования, пронумерованные в соответствии со ст. 55 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"): 1 больше или равно 3 6 7; 2 равно (3 - 4) 5 6 7; 2 больше или равно 5 8 9 - 4; 3 6 больше или равно 9; 3 больше или равно 4; 7 больше или равно 8 - 12; 8 9 меньше или равно 3 6 7 12; 8 9 равно 10 11; 12 меньше или равно 11; 13 меньше или равно 11; 13а больше 0; 13б больше или равно 0; 13в больше или равно 0; 13в меньше или равно 6; 13а равно 13б 13г; 10 равно сумме значений в строке 14 и последующих строках протокола, включая строку "Против всех кандидатов" либо "Против всех списков кандидатов" (См.: Комментарий к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". М., 1999. С. 461).

Если по результатам проверки контрольные соотношения не совпали, то участковая избирательная комиссия, комиссия референдума принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме.

См. Итоги голосования, Протокол избирательной комиссии, комиссии референдума.

Продукция средства массовой информации

Продукция средства массовой информации - тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы. Распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир).

Основные правила распространения продукции средства массовой информации закреплены в главе III Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации" (с последующими изменениями и дополнениями).

См. Средство массовой информации.

Проект нормативного правового акта, вынесенного на референдум

Проект нормативного правового акта, вынесенного на референдум - документ, содержащий текст нормативного правового акта, вынесенного на референдум.

В соответствии с требованиями ст. 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должны содержаться вопрос (вопросы) либо текст законопроекта, проекта иного нормативного правового акта, предлагаемого (предлагаемых) инициативной группой для вынесения на референдум.

При осуществлении сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума лицо, собирающее подписи, должно представлять текст предлагаемого к вынесению на референдум законопроекта, проекта нормативного правового акта местного самоуправления участнику референдума по его первому требованию.

Положениями ст. 44 названного закона каждому избирателю гарантируется не позднее чем за 30 дней до дня голосования имеет право получить в органе местного самоуправления текст проекта закона субъекта Российской Федерации или проекта нормативного правового акта местного самоуправления, вынесенного на референдум. Обязанность по изготовлению и распространению такого текста возлагается на инициативную группу по проведению референдума. В соответствии со ст. 5 Федерального конституционного закона от 10 октября 1995 г. "О референдуме Российской Федерации" тексты законопроектов и проекты решений, выносимых на референдум Российской Федерации должны составляться (публиковаться) на русском языке и на государственных языках республик в составе Российской Федерации, а также в необходимых случаях на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. При проведении референдума Российской Федерации в помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы заполнения бюллетеней для голосования на референдуме, а если на референдум Российской Федерации вынесен проект закона, то на стенд помещаются текст этого проекта и текст действующего закона, который предлагается отменить или изменить.

См. Вопросы референдума, Инициативная группа проведения референдума, Назначение референдума, Нормативный правовой акт, Референдум, Референдум местный, Референдум Российской Федерации, Референдум субъекта Российской Федерации, Решение референдума.

Пропорциональная избирательная система

Статья большая, находится на отдельной странице.

Протокол избирательной комиссии, комиссии референдума

Статья большая, находится на отдельной странице.

Протокол об административном правонарушении (при нарушении законодательства о выборах и референдумах)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Процесс избирательный

Процесс избирательный - См. Избирательный процесс.

Прямого избирательного права принцип (принцип прямого избирательного права), права на участие в референдуме

Прямого избирательного права принцип (принцип прямого избирательного права), права на участие в референдуме - конституционный принцип, гарантирующий гражданам Российской Федерации непосредственно участвовать в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления, непосредственно участвовать в решении государственных вопросов и вопросов местного значения. См. Принципы избирательного права. Указанный принцип обеспечивает конституционное право граждан на непосредственное участие в управлении делами государства. См. Демократия прямая и представительная.

Каждый гражданин, обладающий активным избирательным правом, вправе лично участвовать в выборах и непосредственно через голосование определять своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Граждане, участвуя в референдумах, непосредственно решают вопросы государственного и местного значения.

Избиратель, участник референдума голосует на выборах и референдуме соответственно за кандидата (список кандидатов) или против кандидата (список кандидата), за или против вынесенного на референдум вопроса непосредственно.

Предыдущая страница Следующая страница