Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Российское избирательное право: словарь-справочник
Статьи на букву "К"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К"

Календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов

Календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов - подготавливаемый в соответствии с избирательным законодательством и принимаемый соответствующей избирательной комиссией организационно-правовой акт, определяющий содержание мероприятий по подготовке и проведению выборов, срок их исполнения и конкретных исполнителей.

Календарный план состоит, как правило, из следующих разделов:

1) избирательные округа и избирательные участки (мероприятия по утверждению и опубликованию схемы избирательных округов, а также по образованию избирательных участков и публикации их списков);

2) списки избирателей (мероприятия по составлению списков избирателей, ознакомлению с ними избирателей и дополнительному их уточнению);

3) избирательные комиссии (мероприятия по формированию избирательных комиссий);

4) статус зарегистрированных кандидатов (мероприятия, связанные с регистрацией кандидатов);

5) предвыборная агитация (мероприятия по организации и проведению предвыборной агитации, а также по осуществлению контроля за ней);

6) финансирование выборов (мероприятия, связанные с бюджетным финансированием организации и проведения выборов, с формированием избирательных фондов кандидатов, а также соответствующие контрольные и отчетные мероприятия);

7) голосование и определение результатов выборов (мероприятия по подготовке, организации и проведению голосования, а также определению результатов выборов).

Календарь как вид печатных агитационных материалов

Календарь как вид печатных агитационных материалов - вид печатных агитационных материалов. Представляет справочное издание с последовательным перечнем чисел и дней текущего (или текущего и будущего) года. (См.: Словарь издательских терминов. М.: Книга, 1983. С. 53).

Календарь признается печатным агитационным материалом, если содержит информацию, имеющую признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначен для массового распространения в ходе избирательной кампании, при проведении референдума.

В соответствии с избирательным законодательством такой календарь должен иметь выходные данные.

См. Агитация предвыборная, Печатные агитационные материалы.

Кандидат

Кандидат - лицо, выдвинутое в установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов государственную либо муниципальную должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти либо в органе местного самоуправления.

Кандидат должен обладать пассивным избирательным правом. См. Пассивное избирательное право.

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" содержит положения, предусматривающие как ограничения для кандидатов при проведении выборов, связанных с их статусом, так и предоставляющих им ряд полномочий. См. Статус кандидатов.

Кандидат зарегистрированный

Кандидат зарегистрированный - лицо, которое зарегистрировано соответствующей избирательной комиссией кандидатом на должность Президента Российской Федерации, кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кандидатом в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатом на должность главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, кандидатом в выборный орган местного самоуправления, кандидатом на должность главы муниципального образования, кандидатом на должность в ином федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном Конституцией Российской Федерации, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации и избираемом непосредственно гражданами, кандидатом на иную должность в органе местного самоуправления, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов.

Статус зарегистрированного кандидат приобретает с момента принятия соответствующей избирательной комиссией решения о регистрации данного кандидата.

Регистрация кандидатов, списка кандидатов в соответствии с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может производиться на основе представляемых в необходимом количестве подписей избирателей, поддерживающих инициативу выдвижения, либо на основании внесенного в избирательную комиссию избирательного залога. См. Регистрация кандидата, списка кандидатов.

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подробно регламентирует статус зарегистрированного кандидата, предусматривая его права и гарантии их реализации, обязанности и ограничения, возлагаемые законом в связи с пребыванием в статусе зарегистрированного кандидата. См. Статус зарегистрированных кандидатов.

Кандидатов список

Статья большая, находится на отдельной странице.

Комиссии избирательные

Комиссии избирательные - См. Избирательные комиссии.

Комиссии референдума

Статья большая, находится на отдельной странице.

Компетенция

Компетенция - принадлежащие органу, должностному лицу полномочия (права и обязанности) по решению определенного круга вопросов (предмета ведения).

Термин "компетенция" происходит от латинского "competentia", что означает ведение, способность, принадлежность по праву, и обычно используются в двух смыслах: а) для определения круга вопросов, в которых субъект обладает познаниями (используется в объективном (или фактическом) смысле при обозначении ведения, компетентности субъекта); б) для определения круга полномочий, которыми наделен субъект (употребляется в формальном (или юридическом) смысле при характеристике прав и обязанностей субъекта).

Определение понятия компетенция в формальном (юридическом) значении предлагалось различными авторами и зависело от элементов, включаемых ими в структуру компетенции. Как правило, в качестве этих элементов назывались полномочия, предметы ведения, функции. Некоторые государствоведы в качестве самостоятельных элементов компетенции выделяют цели и задачи, стоящие перед субъектом-носителем компетенции, формы его деятельности, ответственность.

Анализируя различные точки зрения по определению структуры компетенции, бесспорно можно вычленить в качестве основного ее элемента полномочия - совокупность прав и обязанностей.

Как правило, понятие "компетенция" употребляется как объединяющее для понятий "предмет ведения", "функции" и "полномочия" и характеризует применительно к субъекту его права и обязанности (т.е. каким образом, как этот субъект осуществляет воздействие) в той или иной сфере (т.е. в чем, на что субъект может осуществлять воздействие) с целью выполнения его функций (т.е. направления такого воздействия в соответствии с целями и задачами деятельности субъекта), имеющие пространственно-тер-риториальные либо иные установленные рамки (т.е. пределы такого воздействия).

Термин "компетенция" достаточно часто используется в нормативных правовых актах, при этом нормодатель допускает его употребление в различных значениях. Легальное (законодательное) закрепление понятие "компетенция органа государственной власти" получило в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации". Оно определяется как совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации. При этом под полномочиями названным законом понимаются права и обязанности органа государственной власти в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий.

Компетенция государственных, муниципальных органов и должностных лиц определяется федеральными нормативными правовыми актами, актами субъектов Российской Федерации, актами местного самоуправления. Установленная правовыми актами компетенция органов и должностных лиц не подлежит расширительному толкованию.

Конституция Российской Федерации

Конституция Российской Федерации - основной закон Российской Федерации, обладающий высшей юридической силой в правовой системе страны и определяющий правовые основы конституционного строя, организации государственной власти и местного самоуправления, отношения гражданина и государства.

Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Состоит из двух разделов. Первый раздел включает 9 глав:

1. Основы конституционного строя;

2. Права и свободы человека и гражданина;

3. Федеративное устройство;

4. Президент Российской Федерации;

5. Федеральное Собрание;

6. Правительство Российской Федерации;

7. Судебная власть;

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции)

Во втором разделе Конституции содержатся заключительные и переходные положения.

Конституция Российской Федерации является важнейшим источником российского избирательного права. В ней закреплена республиканская форма правления (ст. 1), свободные выборы и референдум признаются высшим непосредственным выражением власти народа (ст. 3), провозглашено право граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 32), регламентированы основные правила проведения выборов Президента Российской Федерации (ст. 81) и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ст.ст. 95 - 97), предусматривается необходимость муниципальных выборов и референдумов в системе местного самоуправления (ст. 130). Указанные конституционные положения конкретизируются и развиваются в федеральных и региональных законах о выборах и референдумах.

См. Закон, Закон субъекта Российской Федерации, Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Органы государственной власти федеральные, Органы местного самоуправления, Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Федеральный закон, Федеральный конституционный закон.

Контрольно-ревизионная служба при избирательной комиссии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница