Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Российское избирательное право: словарь-справочник
Статьи на букву "И"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И"

Избиратель

Избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. См. Активное избирательное право.

Законодательством о выборах предусматривается обязательность ведения регистрации (учета) избирателей. См. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума.

Для проведения голосования и определения результатов выборов граждане, обладающие активным избирательным правом, включаются в список избирателей. См. Список избирателей, участников референдума.

Наряду с основным правом - правом участия в голосовании на выборах - законодательство наделяет избирателя широким кругом других прав и предусматривает гарантии их реализации. В соответствии с положениями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избиратели вправе выдвигать кандидатов, участвовать в сборе подписей в поддержку выдвижения кандидатов (списков кандидатов), участвовать в предвыборной агитации, обжаловать решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан. Названным законом предусматривается судебный порядок назначения выборов по заявлениям избирателей в случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо либо соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы.

Федеральным законом предоставляется право субъектам Российской Федерации в законах, регулирующих порядок проведения муниципальных выборов, предусматривать возможность направления наблюдателей от группы избирателей. В этом случае наблюдатель от группы избирателей должен представить по прибытии в участковую либо территориальную избирательную комиссию подписной лист (листы) с подписями граждан Российской Федерации, имеющих право на голосование на соответствующем участке, территории, в количестве, установленном законом субъекта Российской Федерации, но не более 50 подписей. Наблюдатель от группы избирателей несет ответственность за правильность сведений, указанных в подписном листе (листах).

Избирательная кампания

Избирательная кампания - период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов.

С определением временных границ избирательной кампании Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" связывает ряд избирательных действий.

Положениями ст. 21 названного закона устанавливается в период избирательной кампании особый порядок рассмотрения избирательными комиссиями поступающих обращений. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции обязаны рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушении законодательства в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

Нормами ст. 30 указанного закона устанавливается запрет на изменение наименований и символов избирательных объединений, избирательных блоков в ходе избирательной кампании.

Определение понятия агитационных материалов закон также связывает с проведением избирательной кампании. Ими признаются печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, и предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной кампании.

Названный Федеральный закон предусматривает особый порядок вступления в силу законодательных актов, предусматривающих изменения в законодательстве о выборах и принимаемых в период избирательной кампании. В случае внесения изменений и дополнений в регулирующий проведение выборов федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации в ходе избирательной кампании, указанные изменения и дополнения вступают в силу после ее окончания.

Избирательная комиссия окружная

Избирательная комиссия окружная - См. Окружная избирательная комиссия.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации

Статья большая, находится на отдельной странице.

Избирательная комиссия территориальная

См. Территориальная избирательная комиссия.

Избирательная комиссия участковая

Избирательная комиссия участковая - См. Участковая избирательная комиссия.

Избирательная система

Избирательная система - совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления (определение в широком смысле слова). Избирательная система является одним из важнейших и необходимых элементов демократического общества (См. Демократия прямая и представительная, Прямого избирательного права принцип).

Избирательная система строится на основе следующих принципов. Принцип всеобщности - заключается в том, что в выборах принимают участие все граждане, имеющие возможность сознательно осуществлять свои действия. Ограничения устанавливаются только для граждан, не достигших совершеннолетия, страдающих расстройствами волевой сферы психики, а также лица, отбывающие наказания в виде лишения свободы за совершенное преступление (См. Всеобщего избирательного права принцип).

Принцип свободных выборов означает, что избиратель самостоятельно определяет для себя, участвовать ли ему в выборах, если участвовать - то в какой мере.

Принцип равенства граждан при выборах предполагает равную возможность для всех граждан воздействовать на результаты выборов (См. Равного избирательного права принцип).

В узком смысле термин "избирательная система" можно рассматривать как способ распределения мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей. Выделяют две основные избирательные системы - мажоритарную и пропорциональную. (См. Мажоритарная избирательная система, Пропорциональная избирательная система).

Избирательного округа границы

Избирательного округа границы - См. Границы избирательного округа.

Избирательное законодательство

Избирательное законодательство - совокупность законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с осуществлением избирательных прав граждан.

Указанные законы и иные нормативные правовые акты являются источниками избирательного права. См. Избирательное право, Источники избирательного права.

В структуре избирательного законодательства выделяются:

1. федеральное избирательное законодательство;

2. региональное избирательное законодательство;

3. муниципальные нормативные акты, содержащие предписания избирательного права.

См. Закон, Закон субъекта Российской Федерации, Федеральный закон.

Избирательное объединение

Избирательное объединение - политическое общественное объединение (политическая партия, политическая организация, политическое движение), основными, закрепленными в уставе целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.

Формально-юридическими признаками избирательного объединения являются: определенная организационно-правовая форма; наличие в уставе соответствующих избирательным законам формулировок основных целей; наличие акта государственной регистрации в установленные законом сроки.

Избирательное объединение должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне.

Политическое общественное объединение либо изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения в целях придания ему статуса политического, должны быть зарегистрированы не позднее чем за год до дня голосования, а при назначении выборов законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления в случае досрочного прекращения полномочий соответствующего органа этот срок сокращается до шести месяцев. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав политического общественного объединения.

Политическое общественное объединение приобретает статус избирательного объединения с момента заверения соответствующей избирательной комиссией списка кандидатов в соответствии с п. 8 ст. 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". С момента заверения списка кандидатов конкретное избирательное объединение становиться участником избирательного процесса и начинает сбор подписей избирателей в поддержку списка кандидатов.

В Российской Федерации избирательные объединения выполняют в настоящий период времени ту роль, которую в избирательных системах зарубежных стран выполняют политические партии.

Избирательное право активное

Избирательное право активное - См. Активное избирательное право.

Избирательное право объективное

Избирательное право объективное - подотрасль конституционного права.

В формально-юридическом смысле представляет собой систему правовых норм, направленных на регулирование общественных отношений, опосредующих реализацию и защиту права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и процедуру реализации этого права в рамках выборов и в межвыборный период. См. Предмет избирательного права.

В политико-правовом отношении избирательное право представляет собой каталог прав и обязанностей, которыми наделяются индивидуальные и коллективные участники избирательно-правовых отношений (Ю.А. Веденеев). См. Субъекты избирательного права.

Вопрос о понятии и предмете избирательного права является в отечественной юридической литературе дискуссионным. (См., например: Постников А.Е. Избирательное право России. М., 1996. С. 13; Вешняков А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. М., 1997. С. 5; Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. М., 1999. С. 29-37; Князев С. Д. Очерки теории российского избирательного права. Владивосток, 1999. С. 8-30).

Несмотря на некоторую родственность отношений, избирательное право не регулирует отношения по организации и проведению референдумов (референдумные отношения), а также отношения по отзыву депутатов и выборных должностных лиц.

Объективное избирательное право является юридическим источником субъективного избирательного права. См. Избирательное право субъективное, Избирательное право активное, Избирательное право пассивное.

В качестве источников объективного избирательного права выступают: Конституция Российской Федерации; общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативные акты местного самоуправления, нормативные акты избирательных комиссий. См. Закон, Закон субъекта Российской Федерации, Избирательное законодательство, Источники избирательного права, Инструкция в избирательном праве, Федеральный закон.

Избирательное право пассивное

Избирательное право пассивное - См. Пассивное избирательное право.

Избирательное право субъективное

Избирательное право субъективное - закрепленное в Конституции Российской Федерации право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. См. Активное избирательное право, Пассивное избирательное право.

Избирательные комиссии

Избирательные комиссии - коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов. См. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, Окружная избирательная комиссия, Территориальная избирательная комиссия, Участковая избирательная комиссия.

Избирательные права граждан

Избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе участвовать в выдвижении кандидатов (списков кандидатов), предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в других избирательных действиях. См. Активное избирательное право, Пассивное избирательное право.

Избирательные споры

Избирательные споры - разногласия между участниками избирательного процесса, возникающие в связи с нарушениями избирательных прав граждан при проведении избирательных кампаний по выборам органов государственной власти и местного самоуправления, которые разрешаются в судебном или административном порядке.

В действующем российском законодательстве о выборах не употребляется термин "избирательные споры" , а используется термин "обжалование нарушений избирательных прав граждан".

В числе характерных, типичных причин возникновения избирательных споров в юридической литературе называются: несовершенство избирательного законодательства; несоответствие регионального избирательного законодательства федеральному; недостаточный уровень правовой культуры избирателей и организаторов выборов; неоптимальное применение избирательного законодательства избирательными комиссиями разных уровней; нарушение избирательного законодательства избирателями, инициативными группами, избирательными объединениями и блоками; неправильное толкование норм избирательного законодательства избирательными комиссиями; нарушение требований избирательного законодательства органами законодательной и исполнительной власти; нарушение требований избирательного законодательства средствами массовой информации; нарушение требований избирательного законодательства кандидатами в депутаты и на выборные должности, их представителями, доверенными лицами, наблюдателями и членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса; неоднозначное толкование норм избирательного законодательства судами (См.: Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. М.: НОРМА, 1999. С. 414).

О порядке разрешения избирательных споров см. Жалоба в избирательном праве.

Избирательный блок

Статья большая, находится на отдельной странице.

Избирательный документ

Избирательный документ - См. Документ избирательный.

Избирательный залог

Избирательный залог - См. Залог избирательный.

Избирательный корпус

Избирательный корпус - совокупность граждан, обладающих в соответствии с законом активным избирательным правом и внесенных в списки избирателей.

Различают избирательный корпус Российской Федерации, конкретного субъекта Российской Федерации и конкретного муниципального образования.

См. Активное избирательное право, Список избирателей, участников референдума.

Избирательный округ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Избирательный округ многомандатный

Избирательный округ многомандатный - избирательный округ, в котором избирается несколько депутатов (членов выборного органа), причем за каждого из них избиратели голосуют персонально. См. Избирательный округ.

Проведение выборов по многомандатным округам может предусматриваться федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации только при формировании коллегиальных органов - выборных органов государственной власти (например, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и выборных органов местного самоуправления (например, представительных органов муниципальных образований).

При образовании многомандатных избирательных округов должны соблюдаться требования примерного равенства округов по числу избирателей и единства территорий избирательных округов, установленные в ст. 19 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". См. Границы избирательного округа. Требование равенства многомандатных округов заключается в соблюдении при их создании правила примерного равенства числа избирателей на каждый мандат, подлежащий распределению в многомандатном избирательном округе. Положения названного закона допускают возможность отклонения числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число мандатов в данном округе, но не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях, установленных законом субъекта Российской Федерации, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов, - 15 процентов от средней нормы представительства избирателей.

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает ограничение для количества мандатов, подлежащих распределению в многомандатном избирательном округе. В соответствие с указанным требованием в каждом многомандатном избирательном округе может предусматриваться избрание не более пяти депутатов (членов выборного органа).

Положениями названного закона предусматриваются некоторые особенности в регулировании проведения выборов в многомандатных избирательных округах. Например, нормами ст. 30 закрепляется право избирательного объединения, избирательного блока выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в многомандатном избирательном округе. В соответствии с предписаниями ст. 31 установленное федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации максимальное количество подписей, необходимое для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, не может превышать 2 процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, поделенного на число мандатов. Положения ст. 58 предусматривают особенности порядка определения результатов выборов в многомандатном избирательном округе: кандидат считается не избранным в случае, если число голосов избирателей, поданных за кандидата, меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. В этом случае по оставшимся незамещенными депутатским мандатам назначаются дополнительные выборы.

Избирательный округ одномандатный

Избирательный округ одномандатный - избирательный округ, в котором избирается один депутат (член выборного органа), одно выборное должностное лицо. См. Избирательный округ.

Избрание всех выборных должностных лиц органов государственной власти (на федеральном уровне - Президента Российской Федерации; уровне субъекта Российской Федерации - главы исполнительной власти, главы субъекта Российской Федерации) и органов местного самоуправления (например, главы муниципального образования) проводится только по одномандатным избирательным округам, включающим всю территорию соответствующего образования (соответственно территорию Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации может предусматриваться избрание депутатов (членов) выборных органов государственной власти и органов местного самоуправления по одномандатным избирательным округам. При этом Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не исключает возможность формирования выборных органов на основе смешанной (при сочетании пропорциональной и мажоритарной) избирательной системы, а также предоставляет возможность проведения выборов на основе мажоритарной избирательной системы одновременно по одномандатным и многомандатным избирательным округам.

Одномандатные избирательные округа образуются в соответствии с требованиями о примерном равенстве округов по числу избирателей и единстве территории избирательного округа, установленными ст. 19 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". См. Границы избирательного округа.

Избирательный процесс

Избирательный процесс - регламентированный законодательством порядок организации и проведения выборов. Состоит из относительно самостоятельных стадий, которые отличаются друг от друга задачами, кругом участников и специфичностью их правового статуса, видами составляемых процессуальных избирательных документов, конечными результатами процессуальной деятельности.

Избирательный процесс включает следующие последовательные стадии (этапы процесса): 1) назначение выборов; 2) образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей; 3) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация; 4) предвыборная агитация; 5) голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование.

В свою очередь каждая стадия избирательного процесса представляет собой организованную совокупность избирательных действий и избирательных процедур, обеспечивающих реализацию избирательных прав и легитимную результативность выборов.

Избирательный процесс базируется на принципах: законности; равенства прав участников процесса; осуществления избирательных производств уполномоченными органами; гласности; непрерывности осуществления избирательных мероприятий; документирования осуществления избирательных действий и определения результатов выборов.

Избирательный участок

Статья большая, находится на отдельной странице.

Избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, избирательного блока

Статья большая, находится на отдельной странице.

Избирательный ценз

Избирательный ценз - См. Ценз избирательный.

Избирательный ящик

Избирательный ящик - См. Ящик избирательный, ящик для голосования.

Изготовление или распространение анонимных агитационных материалов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Изготовление неучтенных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме

Изготовление неучтенных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме - административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 40-22 КоАП РСФСР.

Объектом административного правонарушения являются урегулированные законодательством общественные отношения по изготовлению и учету тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме.

В соответствии с п. 2 ст. 51 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме изготовляются исключительно по распоряжению и под наблюдением соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума и являются документами строгой отчетности, степень защиты которых определяется в порядке, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, изготовленных в порядке, установленном федеральными и региональными законами, не должно превышать более чем на 3 процента число зарегистрированных избирателей, участников референдума.

Субъектами правонарушения могут быть как граждане, так и должностные лица (председатели, заместители председателя, секретари избирательной комиссии, комиссии референдума, руководители полиграфических предприятий и др.).

Изготовление неучтенных бюллетеней может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности (например, ошибки в учете). Сокрытие остатков тиражей бюллетеней может быть совершено только умышленно.

Изготовление неучтенных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, а равно сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме влечет в соответствии со статьей 40-22 КоАП наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Изготовление неучтенных тиражей бюллетеней либо сокрытие их остатков, совершенные юридическими лицами (как правило, полиграфическими предприятиями) влечет наложение штрафа на этих лиц в размере от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда (статья 10 Федерального закона "Об административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах".

Дела данной категории административных правонарушений рассматриваются районными судами.

См. Бюллетень избирательный, Бюллетень для голосования на референдуме.

Инициативная группа по выдвижению кандидата

Инициативная группа по выдвижению кандидата - группа граждан Российской Федерации, обладающая активным избирательным правом и обратившаяся в соответствующую избирательную комиссию с уведомлением о выдвижении кандидата и начале сбора подписей избирателей в поддержку его выдвижения с целью его последующей регистрации. Выдвижение кандидата производится инициативной группой в порядке, установленном ст.ст. 28, 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". См. Выдвижение кандидата. При этом в указанных нормах содержится запрет субъектам Российской Федерации при осуществлении законодательного регулирования выборов устанавливать в качестве требования к выдвижению кандидата непосредственно избирателями необходимость проведения собрания избирателей с определенным числом его участников.

Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов осуществляется по правилам, определенным в ст. 31 названного закона. В соответствии с указанными нормами не допускается суммирование подписей избирателей, собранных разными инициаторами выдвижения в поддержку одного и того же кандидата.

Инициативная группа проведения референдума

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иностранный гражданин

Иностранный гражданин - лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющего гражданства Российской Федерации.

По общему правилу избирательными правами наделяются только граждане Российской Федерации. Исключение из этого правила установлено в п. 4 ст. 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому избирателями на выборах в органы местного самоуправления в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им законами могут быть иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет, не признанные судом недееспособными и не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, постоянно или преимущественно проживающие на территории соответствующего муниципального образования.

Правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации регулируется российскими законами и международными договорами Российской Федерации.

Иностранный (международный) наблюдатель

Иностранный (международный) наблюдатель - См. Наблюдатель иностранный (международный).

Инструкция в избирательном праве

Инструкция в избирательном праве - подзаконный акт избирательной комиссии, разъясняющий избирательное законодательство и направленный на его единообразное применение.

Инструкция не может противоречить избирательным законам. В случае такого противоречия действует соответствующий избирательный закон.

Инструкции, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.

К примеру, в рамках избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва Центральной избирательной комиссией Российской Федерации были приняты: Инструкция от 13 августа 1999 г. N8/54-3 "О порядке открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, другим избирательным комиссиям, комиссиям референдума"; Инструкция от 18 августа 1999 г. N9/53-3 "О порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Интервью

Интервью - вид предвыборной агитации, содержанием которого являются ответы кандидата в депутаты или на выборную должность, представителя избирательного объединения, инициативной группы избирателей на вопросы, заданные им журналистами в ходе личной встречи.

См. Агитация предвыборная.

Информационная безопасность Государственной автоматизированной системы Российской Федерации Выборы

Информационная безопасность Государственной автоматизированной системы Российской Федерации Выборы - защищенность информации в ГАС "Выборы" от ее перехвата, утечки по техническим и иным каналам, от модификации, блокирования, уничтожения, несанкционированного доступа к ней, а также защищенность технических и программных средств сбора, обработки, хранения и предоставления информации, информационных и телекоммуникационных систем от нарушения их функционирования или от вывода их из строя. Защита информации в ГАС "Выборы" представляет собой совокупность организационных, правовых, технических и технологических мер по предотвращению угрозы информационной безопасности данной системы и устранению ее последствий.

Целью обеспечения информационной безопасности ГАС "Выборы" является достижение такого уровня ее защищенности, который позволит осуществлять достоверное, оперативное информационное обслуживание проведения выборов и референдумов в условиях возможного случайного или преднамеренного воздействия на информацию, обрабатываемую, передаваемую и хранящуюся в ГАС "Выборы", или несанкционированного доступа к ней.

Порядок обеспечения информационной безопасности ГАС "Выборы" определяется специальным Положением, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июля 1999 г. N7/41-III. (См.: Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1999. N7. С. 9-18).

Информационная телерадиопрограмма

Информационная телерадиопрограмма - телерадиопрограмма, периодически транслируемая телерадиокомпаниями и содержащая информацию о текущих событиях и новостях.

В соответствии с п. 6 ст. 40 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в информационных телерадиопрограммах (информационных блоках) организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, не допускается отдавать предпочтение какому бы то ни было кандидату, зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, в том числе по времени освещения их агитационной деятельности.

Информация массовая

Информация массовая - См. Массовая информация.

Информация о зарегистрированных кандидатах (списках кандидатов)

Информация о зарегистрированных кандидатах (списках кандидатов) - утвержденные соответствующей избирательной комиссией сведения о зарегистрированных кандидатах (списках кандидатов) с целью ознакомления избирателей. Информация о зарегистрированных кандидатах (списках кандидатов) вывешивается в помещениях для голосования и не должна содержать элементов предвыборной агитации. Как правило, эта информация включает биографические сведения о кандидатах.

В помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковой избирательной комиссией оборудуется стенд, на котором должны размещаться информационные материалы о всех зарегистрированных кандидатах, избирательных объединениях, избирательных блоках.

В соответствии с требованиями ст. 49 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в обязательном порядке в указанных информационных материалах должны также указываться сведения о судимостях и гражданстве кандидатов. При этом в случае наличия у зарегистрированного кандидата, в том числе из списка кандидатов, неснятой или непогашенной судимости в информационных материалах указываются номера и наименования статей УК РФ, на основании которых осуждался кандидат. Если кандидат был осужден не на основании положений действующего УК РФ от 13 июня 1996 г. (вступившего в силу в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13 июня 1996 г. с 1 января 1997 года), то указываются номера и наименования статей закона, на основании которых кандидат привлекался к уголовной ответственности за деяния, признаваемые преступлением действующим УК РФ. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, в том числе из списка кандидатов, гражданства иностранного государства в информационных материалах должно указываться наименование соответствующего иностранного государства.

Согласно предписаниям ст. 28 названного закона кандидату предоставляется возможность не позднее чем через 5 дней после последнего дня подачи документов на регистрацию зарегистрировать в соответствующей избирательной комиссии свой творческий псевдоним, а при наличии однофамильца - любой псевдоним. Кандидат вправе использовать данный псевдоним одновременно с указанием фамилии, имени, отчества в ходе предвыборной агитации. Зарегистрированный кандидатом псевдоним одновременно с указанием фамилии, имени, отчества должен указываться также во всех официальных, включая информационные, документах и в иных материалах, выпускаемых избирательными комиссиями.

Использование кандидатом (зарегистрированным кандидатом) преимуществ своего должностного или служебного положения

Использование кандидатом (зарегистрированным кандидатом) преимуществ своего должностного или служебного положения - правонарушение (деликт) по избирательному праву, за совершение которого предусмотрена юридическая ответственность.

Субъектами данного правонарушения являются кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности. Запрет на использование кандидатами преимуществ своего должностного или служебного положения установлен в п. 4 ст. 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Под использованием преимуществ должностного или служебного положения понимается:

1) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих для осуществления в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию;

2) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях;

3) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления для проведения сбора подписей и предвыборной агитации;

4) бесплатное или на льготных условиях использование для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране;

5) проведение сбора подписей, предвыборной агитации государственными или муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;

6) преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами) к средствам массовой информации с государственным (муниципальным) участием, в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации.

Вместе с тем соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих обязанностей перед избирателями.

Использование кандидатами преимуществ своего должностного или служебного положения влечет отказ в их регистрации либо отмену регистрации зарегистрированного кандидата.

Использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума

Использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума - административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 40-19 КоАП РСФСР.

Предметом незаконной материальной поддержки являются материальные ценности (оргтехника, бумага, бензин, запасные части к транспортным средствам и др.), а не финансовые средства.

Незаконной признается материальная поддержка, которая оказывается в целях проведения избирательной кампании, подготовки и проведения референдума помимо средств избирательного фонда, фонда референдума. Такая поддержка может быть оказана гражданами, юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями. Незаконной признается и анонимная материальная поддержка.

Субъектами административного правонарушения являются физические лица:

1. кандидат;

2. зарегистрированный кандидат;

3. лицо, являвшееся кандидатом, зарегистрированным кандидатом;

4. руководитель избирательного объединения;

5. руководитель избирательного объединения, входящего (входившего) в избирательный блок;

6. уполномоченный представитель по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума.

Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Использование незаконной материальной поддержки влечет в соответствии со ст. 40-19 КоАП наложение штрафа на кандидата, зарегистрированного кандидата, лицо, являвшееся кандидатом, зарегистрированным кандидатом, в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, а на руководителя избирательного объединения, руководителя избирательного объединения, входящего (входившего) в избирательный блок, уполномоченного представителя по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Дела данной категории рассматриваются районными судами.

См. Избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, Фонд для участия в референдуме.

Источники избирательного права

Источники избирательного права - формы внешнего выражения норм избирательного права. В качестве таких форм внешнего выражения выступают, как правило, нормативные правовые акты.

Источниками избирательного права являются:

1. Конституция Российской Федерации (ст.ст. 1, 3, 32, 81, 95-97, 130);

2. общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации по вопросам избирательного права (Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г. и др.);

3. федеральные законы, содержащие нормы избирательного права (Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" и др.);

4. законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы избирательного права (региональные законы о выборах главы исполнительной власти, о выборах депутатов законодательного (представительного) органа, о муниципальных выборах, о статусе избирательной комиссии субъекта Федерации и др.);

5. нормативные акты местного самоуправления, содержащие нормы об организации и проведении муниципальных выборов;

6. нормативные акты избирательных комиссий.

См. Закон, Закон субъекта Российской Федерации, Избирательное законодательство, Инструкция в избирательном праве, Федеральный закон.

Итоги голосования

Итоги голосования - закрепленная в протоколах избирательных комиссий совокупность данных, характеризующая результаты голосования на конкретных избирательных участках и в избирательном округе.

Общие реквизиты и строки протоколов об итогах голосования, порядок составления протокола об итогах голосования определены в ст. 55, 57 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". См. Протокол избирательной комиссии, комиссии референдума.

Первоначальные итоги голосования определяются участковыми избирательными комиссиями, комиссиями референдума по окончании подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке для голосования. Подсчет голосов осуществляется открыто и гласно членами участковой избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования.

Итоги голосования определяются членами участковой избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, членов участковой избирательной комиссии, комиссии референдума с правом совещательного голоса, а также присутствующих на участке членов вышестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, зарегистрированных кандидатов и их доверенных лиц, уполномоченных представителей и доверенных лиц избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших списки кандидатов, кандидаты, включенные в списки кандидатов, члены или уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума.

Об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума участковая избирательная комиссия, комиссия референдума составляет протокол. На основании этих протоколов вышестоящими избирательными комиссиями, комиссиями референдума путем суммирования содержащихся в них данных производится обработка итогов голосования на соответствующей территории, в соответствующем избирательном округе, субъекте Российской Федерации, в целом в Российской Федерации.

По итогам голосования вышестоящая избирательная комиссия, комиссия референдума составляет протокол, в который заносятся данные о числе непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, Российской Федерации, о числе поступивших протоколов непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, на основании которых составляется протокол об итогах голосования, а также суммарные данные по строкам протоколов участковых избирательных комиссий, комиссий референдума.

На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования устанавливаются результаты выборов, референдума. См. Результаты выборов, референдума.

Предыдущая страница Следующая страница