Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Российское избирательное право: словарь-справочник
Статьи на букву "С"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С"

Санкция в избирательном праве

Санкция в избирательном праве - предусмотренная избирательными законами мера ответственности участников избирательного процесса за нарушения избирательных прав граждан, прав граждан на участие в референдуме, установленного порядка проведения выборов и референдума, избирательных процедур.

Законодательством о выборах и референдуме предусматривается ответственность как индивидуальная (для должностных лиц, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, граждан), так и коллегиальная - ответственность органов (избирательных комиссий, комиссий референдума как коллегиальных органов).

Нарушения со стороны кандидатов, допущенные ими при сборе подписей, в поддержку их выдвижения, нарушения порядка формирования избирательных фондов, порядка проведения предвыборной агитации могут повлечь отмену решения о их регистрации.

В случае нарушения избирательными комиссиями, комиссиями референдума избирательных прав граждан, прав на участие в референдуме, повлекших признание итогов голосования, в целом результатов выборов, референдума недействительными, федеральным законом предусматривается особый вид ответственности этих органов. Допустившие указанные нарушения комиссии субъектов Российской Федерации, окружные, территориальные, участковые комиссии могут быть расформированы судом в установленном федеральным законом порядке.

Системный администратор информационного центра избирательной комиссии

Системный администратор информационного центра избирательной комиссии - должностное лицо, обслуживающее программно-технический комплекс государственной автоматизированной системы "Выборы" в соответствии с нормативными актами, утвержденными Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Специализированное средство массовой информации

Специализированное средство массовой информации - средство массовой информации, уставной целью которого является публикация материалов на определенную узкую специальную тематику, как правило, для определенного контингента зрителей, слушателей или читателей.

Специализированное средство массовой информации по своему назначению не ориентировано на публикацию материалов универсального общественно-политического характера. Например, к специализированным средствам массовой информации относятся культурно-просветительские, детские, технические, научные, коммерческо-рекламные, литературно-критические и другие средства массовой информации.

В соответствии с избирательным законодательством для специализированных средств массовой информации допускается отказ от публикации каких бы то ни было предвыборных агитационных материалов при условии их неучастия в освещении избирательной кампании в какой бы то ни было форме.

См. Средство массовой информации.

Список избирателей, участников референдума

Статья большая, находится на отдельной странице.

Список кандидатов

Список кандидатов - См. Кандидатов список.

Споры избирательные

Споры избирательные - См. Избирательные споры.

Средство массовой информации

Средство массовой информации - периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

О понятии периодического печатного издания см. Периодическое печатное издание.

Под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Статус средств массовой информации определяется Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации".

Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации.

Избирательно-правовая правосубъектность средств массовой информации зависит от вида учредителя, а также от наличия (или отсутствия) финансирования из государственного или местного бюджета.

В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий (периодические печатные издания), учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения и (или) которые финансируются не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакции периодического печатного издания за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам равные условия проведения предвыборной агитации.

Частные средства массовой информации (без государственного и муниципального участия) вправе на договорной основе предоставить эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам. Оплата зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком эфирного времени и печатной площади, а равно предоставление эфирного времени, должны осуществляться на равных условиях. При этом оплата должна осуществляться в полном объеме до предоставления эфирного времени и печатной площади исключительно через соответствующие избирательные фонды.

См. Агитация предвыборная, Массовая информация, Продукция средства массовой информации, Редакция средства массовой информации, Субъекты избирательного права.

Статус зарегистрированных кандидатов

Статус зарегистрированных кандидатов - См. Зарегистрированный кандидат.

Статус кандидатов

Статус кандидатов - См. Кандидат.

Статус членов избирательных комиссий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Субъективное избирательное право

Субъективное избирательное право - См. Избирательное право субъективное.

Субъекты избирательного права

Субъекты избирательного права - потенциальные участники избирательных правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями.

Субъект избирательного права обладает избирательной правосубъектностью и может благодаря этому участвовать в конкретном избирательном правовом отношении. Понятие "избирательная правосубъектность" включает в себя понятия "избирательная правоспособность", "избирательная дееспособность" и "избирательная деликтоспособность". Избирательная правоспособность - это способность иметь избирательные права и обязанности, предусмотренные в избирательных законах. Избирательная дееспособность - это способность лица самостоятельно, либо через законных представителей (уполномоченных лиц) приобретать, осуществлять, изменять и прекращать избирательные права и обязанности. Избирательная деликтоспособность - это способность лица самостоятельно отвечать за неисполнение обязанностей и неправомерную реализацию прав, предусмотренных избирательными законами.

Круг субъектов избирательного права многообразен. Они подразделяются на две больших группы: индивидуальные и коллективные субъекты избирательного права.

К числу индивидуальных субъектов (физические лица с соответствующим статусом) избирательного права относятся:

1) граждане Российской Федерации;

2) иностранные граждане (когда это предусмотрено международными договорами Российской Федерации и федеральными законами);

3) избиратели;

4) кандидаты;

5) зарегистрированные кандидаты;

6) представители кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, избирателей;

7) доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков;

8) наблюдатели;

9) международные (иностранные) наблюдатели;

10) члены избирательных комиссий с правом решающего голоса;

11) члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса;

12) лица, замещающие государственные и муниципальные должности; государственные и муниципальные служащие.

Под коллективными субъектами избирательного права понимаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенные избирательными законами правами выступать в отношениях с другими субъектами персонифицированно, как единое целое. К ним относятся:

1) избирательные объединения;

2) избирательные блоки;

3) политические общественные объединения;

4) избирательные комиссии;

5) государственные органы;

6) органы местного самоуправления;

7) средства массовой информации;

8) фракции в представительных (законодательных) органах.

Субъекты Российской Федерации

Субъекты Российской Федерации - входящие в состав единого суверенного федеративного государства (Российская Федерация) его автономные части (государства и государственные образования), находящиеся с федеративным государством в отношениях государственно-правового членства.

Виды субъектов Российской Федерации определены в ст. 5 Конституции Российской Федерации. Согласно этой норме Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В Конституции Российской Федерации закреплен принцип равноправия субъектов Федерации. Российская Федерация является конституционной федерацией исторически объединившихся равноправных субъектов. В своем современном виде Федерация была учреждена Конституцией Российской Федерации, принятой на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 года.

В настоящее время в составе Российской Федерации находится 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), одна автономная область (Еврейская автономная область) и 10 автономных округов.

Судимость

Судимость - правовое последствие осуждения лица судом к определенной мере наказания за совершенное преступление.

В соответствии с ч. 1 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Лицо, освобожденное от уголовного наказания, считается несудимым.

Судимость лица погашается:

а) в отношении лиц, условно осужденных, - по истечении испытательного срока;

б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, - по истечении одного года после отбытия наказания;

в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания;

г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении шести лет после отбытия наказания;

д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.

Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости. Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.

Уголовно-правовое значение судимости выражается в том, что она учитывается при рецидиве преступлений и при назначении наказания.

Судимость имеет правовое значение и в рамках избирательного права. Наличие неснятой или непогашенной судимости у кандидата в депутаты или на выборную должность порождает определенные публично-правовые обязанности у данного лица и других участников избирательного процесса. Так, одним из условий выдвижения кандидата является представление им в избирательную комиссию сведений о неснятых или непогашенных судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае непредоставления данных о наличии неснятой или непогашенной судимости, а также в случае существенной недостоверности сообщенных кандидатом данных о его судимости, регистрация соответствующего кандидата может быть отменена (аннулирована).

Сведения о неснятых или непогашенных судимостях кандидата в обязательном порядке указываются в избирательном бюллетене.

Распространение в рамках избирательной кампании соответствующих действительности сведений о судимости кандидата (в том числе о снятой или погашенной) не противоречит действующему законодательству.

Схема избирательных округов

Схема избирательных округов - нормативный правовой акт, в котором обозначены границы избирательных округов, перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ, номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. В случае, если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы (муниципального образования, населенного пункта).

Схема избирательных округов определяется не позднее чем за 70 дней до дня голосования избирательной комиссией, являющейся вышестоящей при проведении данных выборов. Как правило, вместе со схемой избирательных округов разрабатывается ее графическое изображение (карта с упрощенно-обобщенным изображением основных элементов содержания схемы избирательных округов).

Соответствующий представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления утверждает схему образования избирательных округов не позднее чем за 60 дней до дня голосования. Если на территории, на которой проводятся выборы, представительные органы государственной власти, органы местного самоуправления отсутствуют или не принимают решение об образовании избирательных округов в указанный срок, то выборы проводятся по избирательным округам, схема которых была утверждена при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления прежнего созыва.

Особенности содержания схемы избирательных округов и порядка их утверждения определяются соответствующими законами о выборах. К примеру, особенности разработки, содержания и утверждения схемы одномандатных избирательных округов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации установлены в ст. 12 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". В данном случае схема одномандатных избирательных округов разрабатывается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации на основании имеющихся данных об избирателях, полученных в соответствии с положением о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума. Схема утверждается федеральным законом, который должен быть опубликован (обнародован) не позднее чем за 100 дней до дня голосования.

См. Округ избирательный.

Предыдущая страница Следующая страница