Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Российское избирательное право: словарь-справочник
Статьи на букву "Д"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д"

Дебаты

Дебаты - вид предвыборной агитации, содержанием которого является публичный обмен мнениями двух и более кандидатов в депутаты или на выборную должность, представителей избирательных объединений, инициативных групп избирателей по широкому кругу общественно значимых проблем, решение которых предлагается в предвыборных программах кандидатов.

Демократия прямая и представительная

Демократия прямая и представительная - две основные формы народовластия, закрепленные Конституцией Российской Федерации. Это непосредственное (прямое) осуществление власти народом и осуществление власти через сформированные им органы государственной власти и органы местного самоуправления. Основными формами прямого народовластия являются референдум и выборы. См. Выборы, Референдум.

Референдум и выборы являются высшим непосредственным выражением народовластия. Конституция Российской Федерации устанавливает наивысший авторитет решений, принятых непосредственно народом.

Формы непосредственной демократии используются как для решения общегосударственных задач - федеральные выборы и референдум Российской Федерации, так и для решения вопросов регионального и местного значения - выборы и референдумы субъектов Российской Федерации, муниципальные выборы и местные референдумы.

Выборы и референдум являются самостоятельными формами непосредственной демократии, они не могут подменять друг друга. Также нельзя говорить о приоритете одной формы над другой, поскольку Конституция Российской Федерации обе эти формы провозглашает высшим непосредственным выражением народовластия. Посредством каждой из форм непосредственной демократии решаются определенные задачи. Выборы являются способом формирования органов власти. При этом вопросы формирования состава органов государственной власти и органов местного самоуправления не могут являться предметом референдума.

Важной формой народовластия является представительная - осуществление народом власти опосредованно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления. См. Выборный орган, Выборное должностное лицо. Эти органы образуются и формируются народом для повседневного осуществления власти от его имени. Способ формирования - посредством прямых свободных выборов. Контроль граждан за деятельностью органов составляют демократическую основу системы органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.

Представительная форма народовластия присутствует на всех уровнях. В соответствии с Конституцией Российской Федерации на федеральном уровне образуются и действуют федеральные органы государственной власти (См. Федеральные органы государственной власти) - Президент Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации в соответствии с законодательством учреждаются законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (См. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации). На местном уровне законодательством также предусматривается обязательность наличия выборных органов (См. Органы местного самоуправления).

Депутат

Статья большая, находится на отдельной странице.

Доверенные лица кандидата, избирательного объединения, избирательного блока

Статья большая, находится на отдельной странице.

Договор на предоставление эфирного времени (печатной площади) для целей предвыборной агитации на платной основе

Договор на предоставление эфирного времени (печатной площади) для целей предвыборной агитации на платной основе - гражданско-правовой договор, заключаемый между организацией телерадиовещания (редакцией периодического печатного издания) и зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения (избирательного блока), на предоставление эфирного времени (печатной площади) в целях предвыборной агитации на платной основе. Совершается в простой письменной форме в соответствии с требованиями избирательного законодательства и ГК РФ. Предметом договора может быть только предоставление эфирного времени (печатной площади) для целей предвыборной агитации.

Особенности заключения и содержания таких договоров регулируются избирательными законами применительно к соответствующему виду выборов. Так, в соответствии с п. 18 ст. 56 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в договоре о предоставлении эфирного времени за плату должны быть указаны следующие условия: вид (форма) предвыборной агитации (например: интервью, политическая реклама, телеочерк, пресс-конференция, выступление и др.); дата и время выхода в эфир; продолжительность предоставляемого эфирного времени; размер и порядок его оплаты; формы и условия участия журналиста (ведущего) в процессе теле-, радиопередачи. После выполнения условий договора оформляются акт выполнения работ и соответствующая справка об использованном эфирном времени, в которых отмечается выполнение обязательств по договору с указанием программы вещания, названия передачи и времени ее выхода в эфир.

Платежное поручение филиалу Сберегательного банка Российской Федерации о перечислении средств в оплату стоимости эфирного времени в полном объеме должно быть представлено зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком не позднее чем за два дня до дня предоставления эфирного времени. В случае нарушения указанного условия предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания не допускается.

Отказ от использования эфирного времени в установленный законом и договором срок является односторонним отказом от исполнения обязательств по заключенному договору. В таком случае договор будет считаться расторгнутым на основании ст.ст. 422 и 450 ГК РФ.

В случае, если в ходе использования платного эфирного времени зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок нарушат условия, предусмотренные законами о выборах, организация телерадиовещания вправе обратиться в суд с требованием о расторжении договора на предоставление эфирного времени.

Аналогичные правила установлены избирательным законодательством и в отношении договоров на предоставление печатной площади в периодических печатных изданиях в целях предвыборной агитации на платной основе.

Для проведения работы по заключению и исполнению договоров на предоставление эфирного времени (печатной площади) для целей предвыборной агитации на платной основе между организациями телерадиовещания, редакциями периодических печатных изданий и зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками полезно изучение и следование правилам, изложенным в специальных рекомендациях, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 5 ноября 1999 г. N38/468-3.

Документ избирательный

Документ избирательный - юридически значимый материальный носитель информации о назначении, подготовке, проведении и результатах (итогах) выборов с соответствующими реквизитами. Данные реквизиты позволяют идентифицировать документированную информацию.

Избирательные документы оформляются в соответствии с установленным порядком и имеют в избирательном процессе юридическое значение (фиксируют юридические факты, предоставляют субъективные права, возлагают обязанности и др.). Документирование избирательных действий является одним из важнейших правовых требований к форме избирательного процесса.

К избирательным документам относятся, в частности: списки избирателей, подписные листы, избирательные бюллетени, открепительные удостоверения для голосования на выборах, решения (протоколы) избирательных комиссий и др.

В соответствии с п. 8 ст. 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" документация избирательных комиссий всех уровней подлежит хранению в течение сроков, установленных законодательством.

Фальсификация избирательных документов влечет уголовную ответственность. См. Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме.

Документ, удостоверяющий личность гражданина

Документ, удостоверяющий личность гражданина - паспорт или заменяющий его документ. В соответствии с законодательством к заменяющим паспорт документам относятся: удостоверение офицера; военный билет военнослужащего срочной службы; паспорт моряка; справка установленного образца, выданная органами внутренних дел.

В соответствии с п. 4 ст. 52 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме выдаются избирателям, участникам референдума, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или заменяющего его документа, удостоверяющего личность данного гражданина.

Дополнительные выборы

Дополнительные выборы - выборы вместо выбывшего депутата представительного (законодательного) органа, проводимые на оставшийся срок полномочий легислатуры в случае прекращения полномочий депутата по основаниям, установленным законом.

К примеру, порядок назначения дополнительных выборов для замещения депутатского мандата по одномандатному избирательному округу в Государственной Думе Российской Федерации регулируется в ст. 89 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". В соответствии с этой нормой Государственная Дума принимает постановление о прекращении полномочий избранного по одномандатному избирательному округу депутата Государственной Думы по основаниям, установленным федеральным законом, не позднее чем через десять дней после возникновения указанных оснований, а в случае перерыва в заседаниях Государственной Думы - не позднее чем через десять дней после их возобновления. Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случае подачи им письменного заявления о сложении своих полномочий со дня подачи этого заявления. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение месяца после появления вакантного депутатского мандата назначает дополнительные выборы депутата Государственной Думы по соответствующему одномандатному избирательному округу.

Дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат Государственной Думы не может быть избран на срок более одного года до окончания конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума соответствующего созыва. В случае, если дополнительные выборы по одномандатному избирательному округу были признаны не состоявшимися (п. 2 ст. 79 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"), голосование на повторных дополнительных выборах должно проводиться не позднее чем через год после проведения последних дополнительных выборов. Дополнительные выборы должны быть назначены не позднее чем за четыре и не ранее чем за пять месяцев до дня голосования.

При проведении дополнительных выборов на вакантный депутатский мандат депутат Государственной Думы не может баллотироваться в качестве депутата. Такой запрет установлен прежде всего для депутатов, избранных по федеральному избирательному округу.

Досрочное голосование

Статья большая, находится на отдельной странице.

Досрочные выборы

Досрочные выборы - выборы депутатов органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, а также выборных должностных лиц в случае досрочного прекращения полномочий ранее избранных органов и должностных лиц.

В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при досрочном прекращении полномочий выборного органа, депутата или выборного должностного лица выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий. Голосование должно быть проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов.

Предыдущая страница Следующая страница